Что мы можем извлечь из «черного ящика»?
Из чего мы все построим (дизайн материалов)
Устойчивое развитие и грядущий уже вскоре экономический уклад настойчиво требуют поиска новых материалов с новыми и заранее хорошо прогнозируемыми свойствами. Все «низковисящие плоды» в материаловедении уже собраны, традиционные методы уже не справляются с растущей структурной сложностью материалов, которые нам нужны. Проблема их проектирования в том, что пространство потенциальных реализаций огромно: зачастую оно не поддается вычислениям напрямую, а физическая интуиция оказывается бессильной.
Алгоритмы машинного обучения становятся важным инструментом в проектировании материалов благодаря своей способности предсказывать свойства, генерировать структуры с нуля и открывать новые механизмы далеко за пределами человеческой интуиции. С помощью МО можно искать скрытые законы и зависимости в накопленных данных, предсказывать свойства новых, еще не существующих материалов, а затем оптимизировать их.
Например, различные композиты, полимеры, катализаторы, а также так называемые энергетические материалы, такие как батареи, электролиты, электроды, фотогальваника, уже сейчас успешно проектируются с помощью машинного обучения.
Машинное обучение успешно применяют в синтезе полупроводниковых, металлических, углеродных и полимерных наночастиц. Такие частицы используются буквально повсюду: в химическом зондировании, медицинской диагностике, катализе, термоэлектрике, фотовольтаике или фармацевтике. Их синтезируют с точно контролируемыми свойствами, и машинное обучение помогает искать оптимальные сочетания параметров.
Напомним, что синтетические полимеры имеют поистине бесчисленные комбинации мономеров, которые могут вести к различным сочетаниям структуры-функции (например, ионная проводимость, эффективность фотопреобразования, реакция памяти формы и самовосстановление). Для дизайнера материалов это настоящее проклятие размерности — настолько высокую комбинаторную сложность нельзя вычислить или вывести из общих принципов. Машинное обучение с его способностью выявлять скрытые взаимосвязи и корреляции, и ориентироваться в сложных структурно-функциональных ландшафтах помогает справиться с этим проклятием — генерируя структуры на основе заданных функций подобно тому, как нейронные сети генерируют изображения из текста.
По тем же причинам, что рассмотрены в предыдущей главе, машинное обучение может быть полезно и в разработке сложных устройств, где есть огромный объем параметров и данных. Например, Боинг 787 состоит из 2,3 миллиона деталей, а во время летных испытаний он получает данные от 200 тысяч мультимодальных датчиков. В процессе эксплуатации самолет генерирует множество данных, которые собираются и обрабатываются с помощью 18 миллионов строк кода, и это только для систем авионики и управления полетом!
Проектирование самолета — это многокритериальная оптимизационная задача с ограничениями, которыми служат требования на уровне конструкции, такие как дальность полета или запас топлива, а также производственные и коммерческие ограничения, такие как стоимость или будущий доход. Данные можно использовать для изучения взаимодействий разных параметров, обеспечивая основу для успешного реинжиниринга. Машинное обучение здесь сочетается с технологией цифрового двойника, что позволяет прогнозировать и оптимизировать работу реальных устройств.
Помимо огромных объемов данных, которые обычными способами уже почти невозможно обработать, инженеры могут столкнуться с другой проблемой, где использование машинного обучения прямо напрашивается — если устройство имеет высокую степень свободы. Например, моделирование «мягких» роботов затруднено тем, что податливость и вязкоупругость материала приводит к сложному и непредсказуемому поведению из-за нелинейности, то есть связь между входом и выходом робота не может быть представлена простой линейной зависимостью. Машинное обучение особенно эффективно именно в нелинейных задачах, и его используют в «мягкой» робототехнике: для калибровки мягких датчиков, позиционирования приводов, захвата и планирования движения роботов.
Продолжение на следующей странице
Устойчивое развитие и грядущий уже вскоре экономический уклад настойчиво требуют поиска новых материалов с новыми и заранее хорошо прогнозируемыми свойствами. Все «низковисящие плоды» в материаловедении уже собраны, традиционные методы уже не справляются с растущей структурной сложностью материалов, которые нам нужны. Проблема их проектирования в том, что пространство потенциальных реализаций огромно: зачастую оно не поддается вычислениям напрямую, а физическая интуиция оказывается бессильной.
Наночастицы селена, выброшенные при фемтосекундной лазерной абляции
Алгоритмы машинного обучения становятся важным инструментом в проектировании материалов благодаря своей способности предсказывать свойства, генерировать структуры с нуля и открывать новые механизмы далеко за пределами человеческой интуиции. С помощью МО можно искать скрытые законы и зависимости в накопленных данных, предсказывать свойства новых, еще не существующих материалов, а затем оптимизировать их.
Например, различные композиты, полимеры, катализаторы, а также так называемые энергетические материалы, такие как батареи, электролиты, электроды, фотогальваника, уже сейчас успешно проектируются с помощью машинного обучения.
В Университете «МИСИС» готовят специалистов в области искусственного интеллекта, data science, big data, робототехники. Среди партнеров магистерских программ — Сбер, один из российских лидеров в области ИТ, который предоставляет студентам свою инфраструктуру для исследований.
Машинное обучение успешно применяют в синтезе полупроводниковых, металлических, углеродных и полимерных наночастиц. Такие частицы используются буквально повсюду: в химическом зондировании, медицинской диагностике, катализе, термоэлектрике, фотовольтаике или фармацевтике. Их синтезируют с точно контролируемыми свойствами, и машинное обучение помогает искать оптимальные сочетания параметров.
Напомним, что синтетические полимеры имеют поистине бесчисленные комбинации мономеров, которые могут вести к различным сочетаниям структуры-функции (например, ионная проводимость, эффективность фотопреобразования, реакция памяти формы и самовосстановление). Для дизайнера материалов это настоящее проклятие размерности — настолько высокую комбинаторную сложность нельзя вычислить или вывести из общих принципов. Машинное обучение с его способностью выявлять скрытые взаимосвязи и корреляции, и ориентироваться в сложных структурно-функциональных ландшафтах помогает справиться с этим проклятием — генерируя структуры на основе заданных функций подобно тому, как нейронные сети генерируют изображения из текста.
Каким образом мы построим все, что нам нужно (инженерия)
По тем же причинам, что рассмотрены в предыдущей главе, машинное обучение может быть полезно и в разработке сложных устройств, где есть огромный объем параметров и данных. Например, Боинг 787 состоит из 2,3 миллиона деталей, а во время летных испытаний он получает данные от 200 тысяч мультимодальных датчиков. В процессе эксплуатации самолет генерирует множество данных, которые собираются и обрабатываются с помощью 18 миллионов строк кода, и это только для систем авионики и управления полетом!
Проектирование самолета — это многокритериальная оптимизационная задача с ограничениями, которыми служат требования на уровне конструкции, такие как дальность полета или запас топлива, а также производственные и коммерческие ограничения, такие как стоимость или будущий доход. Данные можно использовать для изучения взаимодействий разных параметров, обеспечивая основу для успешного реинжиниринга. Машинное обучение здесь сочетается с технологией цифрового двойника, что позволяет прогнозировать и оптимизировать работу реальных устройств.
Помимо огромных объемов данных, которые обычными способами уже почти невозможно обработать, инженеры могут столкнуться с другой проблемой, где использование машинного обучения прямо напрашивается — если устройство имеет высокую степень свободы. Например, моделирование «мягких» роботов затруднено тем, что податливость и вязкоупругость материала приводит к сложному и непредсказуемому поведению из-за нелинейности, то есть связь между входом и выходом робота не может быть представлена простой линейной зависимостью. Машинное обучение особенно эффективно именно в нелинейных задачах, и его используют в «мягкой» робототехнике: для калибровки мягких датчиков, позиционирования приводов, захвата и планирования движения роботов.
В 2021 году команда студентов Университета «МИСИС» разработала прогностическую модель для газораспределительной сети Москвы, которая может по положениям клапанов предсказывать параметры давления и потребления газа как промышленными предприятиями, так и частными пользователями. Это поможет в управлении сложной газовой системой столицы: сделает ее более энергоэффективной и безопасной.
Машинное обучение также применяют для настройки квантовых устройств, то есть для поиска набора параметров, которые кодируют и оптимизируют кубит. Например, компания DeepMind преодолела барьер сложности на полупроводниковых устройствах с квантовыми точками с помощью методов машинного обучения. Для настройки квантовых устройств в режиме реального времени МО применяют и в других реализациях кубитов: таких как сверхпроводящие кубиты, или центры азотных вакансий в алмазе, или ионные ловушки.Продолжение на следующей странице
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)











