Бомбический корабль нашего времени: история кораблей-арсеналов » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

Бомбический корабль нашего времени: история кораблей-арсеналов

17:38 / 05.06.2019
774
0
Корабль-арсенал — это всего лишь обычная боевая баржа с ракетами или всё же корабль будущего? Бесполезная затея или упущенная революция? Мы разобрались.


Ракет много не бывает

Когда и где начинается история корабля-арсенала, точно не ясно. Чаще всего первенство отдаётся американскому вице-адмиралу Джозефу Меткалфу Третьему и его статье «Революция на море» 1988 года. Иногда эту позицию оспаривают французы, заявляя, что они проектировали схожие по концепции корабли ещё в 1986 году. Тем не менее, именно статья Меткалфа стала первым появлением данной концепции на публике.

Адмирал полагал, что в противостоянии флота и наземных войск важен лишь вес залпа. Его или хватит для прорыва наземной ПРО и победа будет за моряками, или выжившие наземные ПКР отгонят флот, а армия без поддержки с моря обязательно проиграет. Именно для подобных операций он и предложил ввести в флот новый тип кораблей — максимально простых носителей максимального количества ракет.


Один из ранних французских проектов, корабль-арсенал «Страйкер», даже удостоился отдельной книги про себя

Другой ключевой особенностью корабля-арсенала должна была стать высокая незаметность. Именно с её помощью корабль подбирался к побережью противника и наносил быстрый и максимально мощный удар залпом минимум из 200 ракет. Даже если выжившая противокорабельная оборона в отместку утопила бы арсенал, большой потерей это не было. Меткалф даже предлагал небольшому экипажу (всего три человека!) покидать корабль заранее и управлять залпом с ещё более незаметного катера в стороне.


Один из ранних концептов корабля-арсенала в виде полуавтономной баржи

Идея показалась многим очень перспективной, и за развитие её взялись многие исследовательские центры. Достаточно быстро была в общем виде проработана тактика применения подобных кораблей. В мирное время и во время локальных войн, вроде Вьетнама или Панамы, корабль-арсенал действовал бы совместно с обычными надводными силами — в основном с эсминцами — по сути являясь мобильно ракетной установкой при них.

Огромный запас ракет позволял бы таким группам оставаться в нужной зоне долгое время и выполнять поставленные перед ними задачи. Арсенал мог нести не только крылатые ракеты, но и ПКР, и даже ракеты ПВО, наводимые по целеуказанию с эсминцев. В случае большой войны корабли-арсеналы отправлялись прорывать береговую оборону противника, перегружая её ПРО ракетными залпами, тем самым пробивая коридор для последующих ударов и авиации.


Проект полупогруженного корабля-арсенала

Вокруг внешнего вида корабля-арсенала велись оживлённые дискуссии. Кто-то выступал за создание полупогруженного корабля, единственным надводным элементом которого была бы рубка. Такое решение сделало бы его ещё более незаметным, а вода послужила бы неплохой защитой от ПКР.

Другая концепция вообще предполагала создание не полноценного корабля, а чего-то вроде роботизированной баржи с ракетами, в обычном состоянии буксируемой теми же эсминцами. В случае необходимости такая баржа могла бы даже недолго идти сама, в автоматическом режиме, но для самостоятельных океанских плаваний приспособлена не была.

Рассматривались и более простые идеи, ближе к изначальному концепту Меткалфа.


Так мог выглядеть корабль-арсенал, если бы его реализовали по идеям 1989 года

А может, лучше нормальный корабль?

Очень серьёзно на истории корабля-арсенала сказались два главных события 1991 года — развал СССР и война в Ираке. «Буря в пустыне» показала всё могущество высокоточных ракет, зародив у многих идею, что будущие конфликты можно будет выигрывать одним ракетным ударом.

Крах СССР снял опасность столкновения на море с почти равным противником, и теперь можно было сосредоточить внимание на полицейских операциях по поддержанию демократии. Это резко изменило подход к кораблю-арсеналу, многие начали воспринимать его не как вспомогательную баржу с кучей ракет, а как возможную основу флота.


Проект корабля-арсенала от «Метро Машин»

Идея была простая — зачем воевать по-старому и сложному, если можно пригнать к побережью недемократичного диктатора пятёрку арсеналов и дать залп в пару тысяч ракет. Они с гарантией уничтожат в стране всё, что можно уничтожить, — инфраструктуру гражданскую и военную, ключевую промышленность, средства коммуникации. Если диктатор не поймёт и не пойдёт на мир — можно повторить. В любом случае после такого куда проще и наземную операцию проводить.


Проект корабля-арсенала от «Нортроп Грумман»

Кроме того, в связи с кораблём-арсеналом всплыла столь милая любому высокопоставленному военному концепция модульности. Почти всё полезное пространство арсенала занимали универсальные ячейки, в которые устанавливались пусковые для различных ракет. Но вместо ракетного блока вполне можно было поставить и что-то другое.

Например, спаренную установку вертикальных орудий для огневой поддержки войск. Или полноценный комплекс ПВО с выдвижным радаром, если ожидается угроза с воздуха. Да хоть натыкать вертолётных ангаров и кубриков для десанта, превратив корабль-арсенал в мини-вертолётоносец.


Проект корабля-арсенала от «Локхид Мартин»

Такая идея привлекала многих, в том числе и политиков, перспективой сэкономить. В 1992 году в лидеры «неожиданно» вырвались два крупнейших военно-промышленных гиганта США — «Нортроп Грумман» и «Локхид Мартин», оставив позади и более мелких конкурентов, и альтернативные идеи вроде переделки в арсенал супертанкеров. Проекты обеих фирм были схожими — низкий борт, небольшая рубленая рубка, максимальное использование технологии стелс и 512 ракетных ячеек. Появились вертолётная площадка и средства самообороны, которых не было на более ранних проектах.


Стоит помнить: корабль-арсенал — совсем не маленький, что делает сравнение с линкором уместным

Интересно решили вопрос с классификацией этих кораблей — записав их в линкоры. К обычному линейному обозначению BB добавлялась буква G, а нумерация бы продолжилась с 72-го бортового номера. Вопросы вызывали лишь личные наименования кораблей — к тому времени названия штатов застолбили за собой подводные ракетоносцы. Правда, их было сильно меньше, чем штатов, и названий хватило бы всем.


Неприятная история

Были у идеи кораблей-арсеналов и противники. Многие сторонники авианосного развития флота видели в этой концепции попытку заменить их любимые корабли или хотя бы отодвинуть их в сторону. Арсеналы критиковали за низкую универсальность, плохую мореходность. Некоторые замечали, что малая цена этих кораблей взята с потолка, и проекты «Нортроп» и «Локхид» будут стоить значительно дороже.

Тем не менее, у арсеналов существовало достаточно мощное лобби, главой которого считался адмирал Джереми Бурда. Первый американский матрос, дослужившийся до главкома штаба ВМС, пользовался популярностью у политиков, особенно у взявших в то время руль демократов. Именно он и проталкивал финансирование программы кораблей-арсеналов через препоны других старших офицеров.


Поздний вариант корабля-арсенала с дополнительной артиллерийской установкой и выдвижными РСЗО

Закладка первого корабля предусматривалась на период с 1998 по 2000 год, но этим планам не суждено было сбыться. Шестнадцатого мая 1996 года Бурда застрелился. Формально причиной стал скандал из-за неверного ношения им боевых наград за Вьетнам.

Неформально считается, что причиной такого решения стало давление аристократической верхушки ВМС США на выскочку из низов, которого считали предателем флота из-за поддержки им политики уменьшения расходов на флот и ряда громких скандалов об изнасилованиях на флоте, в которых Бурда занял нейтральную позицию.


Сразу после смерти Бурды всё финансирование кораблей-арсеналов свернули, а «Нортроп» и «Локхид» получили предложение использовать наработки в проекте нового эсминца DD-21. Через этот проект некоторые наработки и идеи кораблей-арсеналов всё же удалось реализовать в литоральных боевых кораблях и эсминцах класса «Замволт».


Один из проектов литорального боевого корабля с буксируемой ракетной баржей, потомок идеи корабля-арсенала

Интересно отметить, что американцы были не первыми, кто додумался до идеи корабля-ракетоносца. Ещё в начале 70-х годов в СССР разработали ракетный крейсер проекта 1080. Его главным оружием стали 200 баллистических ракет «Эльбрус» (не путать с ОТРК «Эльбрус»), которыми собирались заменить МБР «Темп-С».

Новая ракета имела меньшую дальность, но бо́льшую точность, чём-то напоминая знаменитые американские «першинги». Возросшая точность позволяла использовать ракету без ядерной боеголовки, а значит, применять её в локальных конфликтах.

Проект 1080 во многом отличается от американских кораблей-арсеналов — нет и речи о незаметности, экипаж на порядок больше. Но общая идея, заложенная в них, схожа: или одним ракетным залпом победить в локальном конфликте, или в большой войне пробить брешь в обороне противника для остальных сил.


Ракетный крейсер проекта 1080

К сожалению, ни американские корабли-арсеналы, ни советский проект 1080 так и не построили. Но подобные ракетные корабли по сей день вызывают интерес у военных по всему миру, и, возможно, в будущем мы увидим их возвращение — например, во флоте одной из развивающихся или возвращающихся на мировую арену держав. Слишком уж привлекательная идея.

Юрий Кужелев

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой


http://xa-xa.su
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.