Секир-башка! Саудовская Аравия побила рекорд по числу казней » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

Секир-башка! Саудовская Аравия побила рекорд по числу казней

06:31 / 12.01.2026
532
0
Саудовская Аравия установила весьма своеобразный рекорд. В королевстве за 2025 год были казнены более 350 человек, что на два десятка больше, чем в 2024 году. Столь явная негативная динамика не слишком вяжется с образом прогрессивного королевства, который пытаются построить шейхи новой волны.


Однако официальный Эр-Рияд, судя по всему, не видит в этом большой проблемы.

Раньше такого не было

Высшая мера применяется в Саудовской Аравии давно и является частью национального уголовного кодекса едва ли не с первых дней существования королевства.

Тем не менее системное документирование случаев осуждения на высшую меру началось только во второй половине 1990-х годов в рамках проведенной при короле Фахде Абдул-Азизе судебной реформы.

Список преступлений, за которые могут приговорить к казни, достаточно обширен и включает как характерные для многих других стран «тяжелые статьи» (убийство, наркоторговля, ограбление с отягощающими обстоятельствами, преступления сексуального характера), так и весьма специфические (например, нетрадиционная ориентация и лжепророчество).

Число казненных в Саудовской Аравии, 2002–2025 гг.

В нулевые число казненных не било рекорды. Даже после 2005 года, когда пришедший к власти король Абдалла Абдул-Азиз серьезно закрутил гайки в борьбе за нравственность и оздоровление саудовской нации, смертная казнь оставалась крайней мерой.

Более того, и в лихую годину «арабской весны», когда Дом Саудов, напуганный падением старых режимов в разных частях Ближнего Востока, выписал высшую меру почти всем, кто пытался поднять толпу против правящей династии, число приговоренных не превышало сотни человек.

Куда более заметный виток случился уже в 2016 году, уже с воцарением нынешнего короля Салмана Абдул-Азиза, когда под саблю палача попали более 150 человек — в том числе авторитетный шиитский проповедник Нимра аль-Нимра, обвиненный в заговоре против короны.

Гибель последнего серьезно разозлила Иран: в Тегеране восприняли казнь аль-Нимра как выпад против всего шиитского сообщества и разорвали связи с королевством почти на десять лет.

Война наркотикам

В 2025 году основной статьей, по которой саудиты выписывали высшую меру, стала наркоторговля. Под меч по ней пошли более 200 человек — преимущественно иностранные граждане. Причем как минимум 96 из них поплатились жизнью за распространение легких наркотиков.

Именно война наркотикам, объявленная с подачи кронпринца Мухаммеда бен Салмана три года назад, является основным источником приговоров без права обжалования. Началось это с осени 2022 года, и с тех пор доля осужденных на смерть по «наркотическим» статьям не опускалась ниже 60%.

Кроме того, наркопреступники — единственная категория подсудимых, в отношении которой действует негласный запрет на экстрадицию в родные страны.

Эр-Рияд действует жестко и не делает поблажек по происхождению.

Например, в 2025 году к смерти были приговорены несколько граждан Пакистана, с которым у саудитов сложились крепкие стратегические отношения. Аналогичная участь постигла выходцев из Египта, ОАЭ и стран ЕС.

Звёзды на эшафоте

Дополнительное внимание к работе саудовских палачей традиционно привлекает статус преступника. Если казни рядовых наркоторговцев, прелюбодеев и прочих асоциальных элементов проходят «фоном» и без аншлага, то на лишение жизни знаменитостей приходит посмотреть немало зевак.

Самым «богатым» на звездные казни оказался 2016 год. Помимо уже упомянутого «бунтующего проповедника» аль-Нимра, с головой расстался один из ключевых идеологов Аль-Каиды* Фарис аз-Захрани, до этого больше десяти лет проведший в саудовской тюрьме.

Кроме того, в том же году был казнен член младшей ветви Дома Саудов, принц Турки ибн Сауд аль-Кабир, обвиненный в убийстве с особой жестокостью.

Несмотря на то, что жертва расправы при жизни не вращалась в серьезных кругах, снисхождения принц-убийца не получил. Более того, процесс в отношении аль-Кабира стал показательным и был призван подчеркнуть, что перед законом равны все, вне зависимости от статуса.

В 2025 году на эшафоте тоже мелькали известные персоны.

Например, среди казненных оказался журналист Турки аль-Джассер — известный в Саудовской Аравии критик Дома Саудов и сподвижник убитого в 2018 году диссидента Джамаля Хашогги.

Считается, что аль-Джассер, арестованный еще в 2018 году, был автором и модератором Twitter-канала «Кашкол», входившего в число крупнейших арабоязычных диссидентских аккаунтов. На его страницах журналист регулярно критиковал политический курс Эр-Рияда, «фиктивные реформы» наследного принца Мухаммеда бен Салмана, призывал провести амнистию политзаключенных и расширить права женщин.

В конечном итоге въедливый журналист был арестован по статье о дискредитации власти и спустя семь лет заключения расстался с головой.

Немало шумихи наделали и казни шиитов Абдуллы аль-Дерази и Джалала аль-Лаббада, обвиненных в участии в антиправительственных митингах в 2011–2012 годах. Оба юноши на момент совершения преступлений были несовершеннолетними и ждали приговоров более десяти лет.

За время, проведенное в застенках, на молодых людей собрали обвинительное заключение, которого не «удостаивались» даже некоторые матерые террористы: от обвинений в подрыве государственных устоев до террористической и шпионской деятельности.

И хотя «иранский след» в деле не упоминался, многие внешние наблюдатели сочли казни аль-Дерази и аль-Лаббада «отзвуками» дела аль-Нимра.

Иран на гибель единоверцев отреагировал холодно, но не стал, как в 2016 году, разрывать с Эр-Риядом связи. По всей видимости, сочтя масштабы инцидента недостаточными.

Внутреннее дело

Рост числа казней вызывает беспокойство не только у правозащитников, но и у функционеров ООН. Поскольку никак не вяжется с заявлениями об «оттепели» и либерализации саудовской внутренней политики, звучащими от лица бен Салмана и его приближенных.

Не проходит и месяца, чтобы методы Эр-Рияда не назвали «варварскими» или неподобающими. Тем более что по числу казненных Саудовская Аравия регулярно возглавляет мировые антирейтинги гуманности.

Тем не менее королевство относится к этим выпадам спокойно. Саудовские царедворцы, как правило, не пускаются в обширные объяснения и называют смертные казни «нормальным инструментом» обеспечения национальной безопасности.

А заодно невзначай отмечают, что именно решимость и непоколебимость Дома Саудов обеспечивает стране стабильность и процветание в условиях постоянных встрясок на Ближнем Востоке.

Выпускать из рук «меч правосудия» Эр-Рияд в ближайшем будущем ожидаемо не намерен. И, более того, уверен, что жестокость по отношению к преступникам не только не помешает построить монархию нового поколения, но и сделает ее позиции непоколебимыми.

* Террористическая организация, запрещена в РФ

Леонид Цуканов

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Для того чтобы оставлять комментарии на сайте вам необходимо зарегистрироваться на сайте или войти через социальные сети
Прокомментировать
Отправить (необходима регистрация)