О стратегии национальной обороны США 2026
Пентагон опубликовал Стратегию национальной обороны — ключевой документ стратегического планирования, который принимается в рамках ранее обнародованной Стратегии национальной безопасности.
Итак, центральными задачами США по Стратегии национальной безопасности были, во-первых, реиндустриализация Америки, во-вторых, абсолютное господство в Западном полушарии, в-третьих, перегруппировка сил из Европы и Ближнего Востока в Тихоокеанский регион. Теперь Пентагон в рамках этих задач уже в своём документе обозначил и разъяснил конкретно: кто враг, кто друг, с кем, как, где и за что США планируют бороться на международной арене в ближайшие десятилетия.
Этот документ публикуется не для американских военных, чиновников, не для рядовых американцев, а для нас с вами, для китайцев, арабов, корейцев, персов и всех других. И, разумеется, для стран-союзников по НАТО и АУКУСу.
США через публикацию своего военного министерства всему миру официально обозначают свои претензии, заявляют права на регионы и предупреждают, за что они будут драться с равными и наказывать слабых. С точки зрения прямоты изложения это настоящий подарок для всех, кто хочет понимать векторы внешней политики США. Больше никакой риторики, никакой идеологии, пустых рассуждений и политеса. Всё говорится как есть.
Идеология и пропаганда Соединённых Штатов с начала XX века была прежде всего лицемерной. Американские лидеры, СМИ, учёные, патриоты скрывали хищнические интересы государства и бизнеса за вывесками либерализма, демократии, гуманизма, «цивилизационной роли». У такого подхода были три основных истока. Во-первых, идеологические основы учреждения американского государства всегда были лицемерны: за лозунгами о свободе, риторикой о правах граждан скрывалась олигархическая система власти. Во-вторых, наличие в противниках до и после Второй мировой войны Советского Союза требовало что-то противопоставлять высокоидеологизированной коммунистической пропаганде. Если коммунизм сфокусировался на равенстве и справедливости, то американский капитализм — на свободе и правах человека. Это была его фишка. В-третьих, возвышение США как мировой державы было тесно связано с разрушением колониальной системы, и Америка способствовала этому, выступая в том числе с позиции свободы и независимости колониальных народов (правда, не всех и не во всех ситуациях). Совокупность этих трёх моментов породила традицию американской политики высокопарными рассуждениями прикрывать истинные причины тех или иных военно-политических действий и решений.
Казалось даже, что американская гегемония держится на этой мифологии. Казалось, что, например, без фальсификаций «преступлений» Милошевича не было бы уничтожения Югославии, без пробирки Пауэлла не было бы вторжения в Ирак, без оболваненных либералов «Майдана» не было бы поддержки бандеровцев и т. д. Казалось, что если эта политическая магия, в которую верили многие люди, развеется, то американскому империализму несдобровать. Если простые люди увидят оскал американского государства, то всё изменится: народы поднимутся на борьбу с США. Сами американцы возмутятся или даже восстанут!
Всё это оказалось полной ерундой. Оказалось, что все всё прекрасно понимают, никаких терзаний совести не происходит. По классике: «Ах, обмануть меня нетрудно!.. Я сам обманываться рад!»
Людям теперь даже нравится то, что Трамп и его команда не стесняются и говорят, что думают. Американцам нравится господствовать над другими народами, европейцам и латиноамериканцам нравится роль терпил. Японцы, корейцы, украинцы, австралийцы не прочь побыть пушечным мясом для заокеанских хозяев.
В этом плане бросается в глаза только обоснование политики США интересами народа. Логика здесь такая: доминирующее положение США в мировой экономике способствует более высокому уровню жизни американцев. Но и это, судя по последним десятилетиям, скорее желаемое, чем действительное.
Стратегия национальной обороны 2026 года — это новая программа американского империализма, манифест увядающей гегемонии США. Её суть отражает переход от активной глобальной стратегии к континентальной обороне, что является признаком утраты доминирования и попыткой собрать силы.
Краткое содержание следующее.
Во введении Пентагон разоблачает прежний подход:
«Предыдущие администрации растратили наши военные преимущества, а также жизни людей, добрую волю и ресурсы нашего народа на грандиозные проекты по национальному строительству и самовосхваляющие обещания поддерживать абстрактные идеалы, такие как международный порядок, основанный на правилах».
То есть это было не всемирное военное доминирование, а якобы служение абстрактным идеалам и решение проблем безопасности, которые не касаются Соединённых Штатов.
Далее в подтверждение тому, что лозунг «Америка прежде всего» не изоляционистский, прямо говорится:
«Это не означает изоляционизм. Напротив, это означает целенаправленный и подлинно стратегический подход к угрозам, с которыми сталкивается наша страна, и к тому, как лучше всего с ними справляться».
В основу введения положен постулат Стратегии «мир через силу» или «мир через демонстрацию силы». Ниже по тексту имеется конкретное разъяснение:
«Министерство войны США обеспечит, чтобы Объединённые силы всегда имели возможность наносить сокрушительные удары и проводить операции против целей в любой точке мира, в том числе непосредственно с территории США, тем самым предоставляя Президенту США возможности непревзойдённой оперативной гибкости и манёвренности».
Что в этом собственно нового? Прежде всего отказ от «мягкой силы», от влияния через оппозицию, агентуру, отказ от опосредованного давления и дипломатического нажима и всех прочих долгоиграющих методов и приёмов. Всё это, во-первых, уже давно не столь эффективно, во-вторых, дорого, в-третьих, у США больше нет времени играть вдолгую. Они проигрывают конкуренцию Китаю прямо сейчас.
В остальном военное строительство США и так базировалось на возможности не только нанесения ракетно-бомбовых ударов или проведения ограниченных операций в любой точке Земли, но и на возможности полноценного вторжения и разгрома противника при очень сжатом сроке развёртывания группировки войск. Война в Ираке 2003 года — эталонный пример работы военной машины США.
«Мир через силу» — наглядный пример ковбойского поведения, гопничества, то есть угроз, шантажа, нападений.
Короче говоря, во введении говорится, что тотальное доминирование Америки не отвечало её интересам. Хотя на самом деле они отступают под натиском других государств и объективных обстоятельств, ослабли и уже не способны к военному контролю над всей планетой. Коль зуб уже неймёт, чего око дразнить?
Далее Пентагон обозначает врагов и расставляет приоритеты.
Китай — вторая по мощности после США держава, которая стала сильнее, чем был СССР. Враг номер один. Почему? Чем угрожают китайцы? Неужели опять коммунизмом? Ничего подобного!
Китай угрожает США тем, что может вытеснить их с мирового рынка, прежде всего из своего же региона! Всё говорится прямо и честно:
«Безопасность, свобода и процветание народа США напрямую связаны с нашей способностью вести торговлю и взаимодействовать с позиции силы в Индо-Тихоокеанском регионе. Если Китай будет доминировать в этом обширном и важнейшем регионе, он сможет эффективно заблокировать доступ американцев к мировому экономическому центру тяжести, что будет иметь долгосрочные последствия для экономических перспектив нашей страны, включая нашу способность к реиндустриализации».
Иными словами, США, американский доллар, американская биржа должны господствовать в Азиатско-Тихоокеанском регионе — и баста. А кому не по нраву, будет разговаривать с американским флотом.
Иран — потенциальный враг, только если разработает ядерное оружие. На борьбу с Ираном назначается «образцовый союзник» Израиль при «критически важной, но более ограниченной поддержке со стороны США». Как уже говорилось в других статьях, евреям уготована такая же участь, как украинцам.
КНДР — враг, который может напасть на соседей и ударить по территории США.
Главный приоритет США — это защита воздушных границ («Золотой купол» и модернизация ядерного арсенала и средств доставки) и абсолютное доминирование в Западном полушарии.
Это то самое отступление для перегруппировки сил и попытка гарантировать преимущество в ядерной войне.
Второй приоритет США — борьба с Китаем.
Третий — реорганизация союзников.
В документе сказано, что новым и важнейшим компонентом оборонительной стратегии США становятся «альянсы и партнёрства, образующие оборонительный периметр вокруг Евразии».
Но что в этом нового? В «распределении бремени», а именно «расширении объединённых сил и увеличении оборонных расходов». Короче говоря, США больше не способны на самостоятельное военное доминирование в мировом масштабе, поэтому страны НАТО, АУКУС, Япония, Южная Корея и другие «партнёры» должны затянуть пояса, предоставить солдат и закупить вооружений у американского ВПК.
И в дополнение:
«Поскольку Вооружённые силы США сосредоточены на обороне США и Индо-Тихоокеанского региона, наши союзники и партнёры в других регионах будут нести основную ответственность за свою собственную оборону при критически важной, но более ограниченной поддержке со стороны американских вооружённых сил».
Ну а если не сработает (а это не сработает), то каждый сам за себя и кто не с нами, тот против нас.
Четвёртый приоритет — усиление ВПК.
«Мы должны вновь стать ведущим мировым арсеналом, способным производить продукцию не только для себя, но и для наших союзников и партнёров в больших объёмах, быстро и с высочайшим уровнем качества».
Россия больше не враг США. Россия — «постоянная, но контролируемая угроза для восточных членов НАТО». Европа сама справится с Россией, Европа намного богаче и сильнее России и т. д.
«Москва не в состоянии претендовать на гегемонию в Европе. Европейские силы НАТО превосходят Россию по экономическому масштабу, численности населения и, следовательно, по скрытой военной мощи».
Хочу обратить внимание, что эта позиция США, во-первых, начала формироваться ещё до Трампа: как только стало понятно, что военного поражения РФ на Украине не будет. Во-вторых, завоёвана она на полях сражений. Грубо говоря, США, потеряв всякую надежду ослабить, развалить Россию, в том числе чтобы подобраться к северной границе Китая, решили договориться и уйти из Европы как военная сила. США планируют оборонять от России только свою территорию.
«В свете этого Министерство войны США обеспечит готовность Вооружённых сил США к отражению российских угроз территории США».
Это, безусловно, политическая победа РФ, добытая, как и сказано ранее, кровью, потом и жизнями российских солдат и офицеров. Разумеется, при известных решениях военно-политического руководства и под руководством Генштаба.
Теперь к самому главному в Стратегии.
Документ следует рассматривать не как план действий, а как симптом системного кризиса американской военно-политической модели, где военные амбиции превышают экономические возможности, а союзнические отношения деградировали до абсолютной односторонности. Это проявление объективных противоречий американского империализма: невозможность бесконечного расширения военных обязательств при стагнирующих темпах экономического роста прежде всего из-за конкуренции с Китаем.
Но в нём получили отражение два важных посыла.
Первое: мир теперь не однополярный, а три с половиной полярный. США — самая могущественная держава. Китай — вторая по могущественности держава. Россия — третья по могущественности держава. Это определяющая тройка. И есть Европа, которая должна сидеть дома и бодаться с Россией.
Разумеется, мир не настолько прост, но здесь важно понимать видение США.
Второе: реиндустриализация Америки будет производиться через милитаризацию.
Давно было понятно, что без индустриализации США конкуренцию с Китаем не выиграть. Но было непонятно, как руководство страны планирует её проводить. Подъём пошлин не сработал и в первый срок Трампа, не работает пока и во второй. Корпорации не торопятся вкладываться в реальный сектор. Пузырь ИИ растёт, капиталы из США утекают. Никакого «Нового курса Рузвельта» не предвидится. После публикации Стратегии всё ясно: ставка будет на ВПК.
«Мы будем укреплять наши собственные возможности по обеспечению, развивать нетрадиционных поставщиков и сотрудничать с традиционными поставщиками оборонного индустриального фундамента, с Конгрессом США, с нашими союзниками и партнёрами, а также с другими федеральными ведомствами и агентствами, чтобы возродить и мобилизовать непревзойдённую креативность и изобретательность нашей великой нации, вновь разжечь наш инновационный дух и восстановить наш промышленный потенциал. Чтобы вернуть оборонному индустриальному фундаменту былое величие, необходимы чёткое видение, прочные отношения и твёрдая приверженность восстановлению фундаментальных основ нашей военной мощи. Как ясно указано в Стратегии национальной безопасности США, для этого потребуется не что иное, как мобилизация всей нации — это призыв к индустриальной мощи, сопоставимой с аналогичными возрождениями прошлого века, которые в конечном итоге привели нашу страну к победе в мировых войнах и последующей холодной войне».
А это может означать только одно: ставка на войны, бомбёжки, вооружённые конфликты.
Анатолий Широкобородов
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)






