Колониальная политика англо-саксов, глазами американского писателя 1897г.
«FOLLOWING THE EQUATOR» 1897г. - отрывок.
Предисловие автора:
Милостью Божьей в нашей стране есть такие неоценимые блага, как свобода слова, свобода совести. И обычай никогда этими благами не пользоваться.
На аборигенов смотрели почти как на животных, и бывало, что их уничтожали, как паразитов.
Однажды произошёл такой случай. Скваттер подозревал, что туземцы, расположившиеся вокруг его лагеря, враждебны к нему.
Он обратился к ним с речью: «Сей час Рождество! Праздник для всех людей!» И он приготовит пудинг какого они в глаза не видали, что бы все наелись досыта. Местные соблазнились. Пудинг приготовили, и каждый получил свою долю. На следующее утро лагерь огласился криками умирающих: пудинг подсластили сахаром и мышьяком.
Скваттер рассудил правильно, но способ выбрал неправильный. Его суждение не отличалось от обычного суждения цивилизованного англо-сакса по отношению к «дикарю», но прибегнув к яду, он отступил от обычая. И тем самым сделал ошибку.
Его способ был лучше, вернее и человечнее многих других способов убийства, освящённых обычаем — и всё же это его не оправдывает. Таких средств следует остерегаться, ибо они выделяются и привлекают большое внимание, чего вовсе не нужно. Это бросает тень на добрую славу нашей цивилизации. Любой прежний, более суровый способ остался бы незамечен и его бы сочли безобидным:
Во многих колониях на «дикарей» надевают кандалы, морят их голодом до смерти, но мы не придаём этому значения, ибо таков обычай; меж тем гуманнее было бы отравить их мышьяком.
Во многих колониях сжигают «дикарей» на костре, но мы не придаём этому значения, ибо таков обычай; меж тем гуманнее было бы отравить их мышьяком.
Есть колонии, где на «дикаря», его детей и мать его детей напускают собак, гонят по лесам с единственной целью: развлечься после завтрака, и вся округа оглашается весёлым смехом, когда загнанные жертвы спотыкаются, неуклюже падают, отчаянно молят о сострадании, - но и такой способ не вызывает у нас возражений, ибо таков обычай; меж тем куда гуманнее было бы отравить их мышьяком.
Во многих колониях мы отобрали у местного населения землю, превратили их в рабов, каждый день стегаем плетью, попираем человеческое достоинство, заставляем мечтать о смерти как о единственном избавлении и принуждаем работать до тех пор пока они не валятся замертво, но мы и этому не придаём значения, ибо таков обычай; меж тем куда гуманнее было бы отравить их мышьяком.
Везде и повсюду мы не отступаем от узаконенного обычая и пусть ничто новое не привлекает внимание и не нарушает покой нашей совести.
Мисс Пред сказала об отравителе: «Этот скваттер заслуживает того, что бы имя его с ненавистью произносили потомки»
Мне очень жаль, что она так сказала. Лично я упрекнул бы его в одном: В том, что он неосмотрительно ввёл новшество и привлёк внимание к нашей цивилизации. Этого делать не следовало. Скваттер рассудил дурно, но душа у него была добрая. Он чуть ли не единственный в истории поднялся выше кастовых предрассудков и правил поведения и сделал попытку внести элемент сострадания в обхождение высшей рассы с «дикарём».
Вот выдержка из одного лондонского журнала:
«В целях ознакомления с методами, к которым прибегает европа, распространяя блага цивилизации, небесполезно обратится к Новой Каледонии. Для привлечения новых поселенцев из просвещённой европы, губернатор М. Филе силой отнял у местных земледельцев-канаков их плантации, уплатив лишь ничтожное вознаграждение, невзирая на протест Генерального Совета острова. Таким образом, европейские поселенцы стали владельцами тысяч кофейных, какаовых,банановых и прочих плантаций, которые туземцы выращивали в поте лица, получив в замен несколько пяти-франковых монет на выпевку в нумейских кабаках.»
(очень напоминает историю с подписанием евро-ассоциации украины не так ли?).
Что же вы скажите о такой сделке? Это ли не разбой. Насилие и медленная смерть?
Добрый друг дикаря, благородный, великодушный скваттер, почему ты не был там со своим мышьяком? Ты в одну ночь избавил бы их от страданий.
Источник:
Американский писатель, журналист, публицист Марк Твен. «По Экватору» («FOLLOWING THE EQUATOR») 1897г. Сокращённый отрывок: глава XXI.
Предисловие автора:
Милостью Божьей в нашей стране есть такие неоценимые блага, как свобода слова, свобода совести. И обычай никогда этими благами не пользоваться.
На аборигенов смотрели почти как на животных, и бывало, что их уничтожали, как паразитов.
Однажды произошёл такой случай. Скваттер подозревал, что туземцы, расположившиеся вокруг его лагеря, враждебны к нему.
Он обратился к ним с речью: «Сей час Рождество! Праздник для всех людей!» И он приготовит пудинг какого они в глаза не видали, что бы все наелись досыта. Местные соблазнились. Пудинг приготовили, и каждый получил свою долю. На следующее утро лагерь огласился криками умирающих: пудинг подсластили сахаром и мышьяком.
Скваттер рассудил правильно, но способ выбрал неправильный. Его суждение не отличалось от обычного суждения цивилизованного англо-сакса по отношению к «дикарю», но прибегнув к яду, он отступил от обычая. И тем самым сделал ошибку.
Его способ был лучше, вернее и человечнее многих других способов убийства, освящённых обычаем — и всё же это его не оправдывает. Таких средств следует остерегаться, ибо они выделяются и привлекают большое внимание, чего вовсе не нужно. Это бросает тень на добрую славу нашей цивилизации. Любой прежний, более суровый способ остался бы незамечен и его бы сочли безобидным:
Во многих колониях на «дикарей» надевают кандалы, морят их голодом до смерти, но мы не придаём этому значения, ибо таков обычай; меж тем гуманнее было бы отравить их мышьяком.
Во многих колониях сжигают «дикарей» на костре, но мы не придаём этому значения, ибо таков обычай; меж тем гуманнее было бы отравить их мышьяком.
Есть колонии, где на «дикаря», его детей и мать его детей напускают собак, гонят по лесам с единственной целью: развлечься после завтрака, и вся округа оглашается весёлым смехом, когда загнанные жертвы спотыкаются, неуклюже падают, отчаянно молят о сострадании, - но и такой способ не вызывает у нас возражений, ибо таков обычай; меж тем куда гуманнее было бы отравить их мышьяком.
Во многих колониях мы отобрали у местного населения землю, превратили их в рабов, каждый день стегаем плетью, попираем человеческое достоинство, заставляем мечтать о смерти как о единственном избавлении и принуждаем работать до тех пор пока они не валятся замертво, но мы и этому не придаём значения, ибо таков обычай; меж тем куда гуманнее было бы отравить их мышьяком.
Везде и повсюду мы не отступаем от узаконенного обычая и пусть ничто новое не привлекает внимание и не нарушает покой нашей совести.
Мисс Пред сказала об отравителе: «Этот скваттер заслуживает того, что бы имя его с ненавистью произносили потомки»
Мне очень жаль, что она так сказала. Лично я упрекнул бы его в одном: В том, что он неосмотрительно ввёл новшество и привлёк внимание к нашей цивилизации. Этого делать не следовало. Скваттер рассудил дурно, но душа у него была добрая. Он чуть ли не единственный в истории поднялся выше кастовых предрассудков и правил поведения и сделал попытку внести элемент сострадания в обхождение высшей рассы с «дикарём».
Вот выдержка из одного лондонского журнала:
«В целях ознакомления с методами, к которым прибегает европа, распространяя блага цивилизации, небесполезно обратится к Новой Каледонии. Для привлечения новых поселенцев из просвещённой европы, губернатор М. Филе силой отнял у местных земледельцев-канаков их плантации, уплатив лишь ничтожное вознаграждение, невзирая на протест Генерального Совета острова. Таким образом, европейские поселенцы стали владельцами тысяч кофейных, какаовых,банановых и прочих плантаций, которые туземцы выращивали в поте лица, получив в замен несколько пяти-франковых монет на выпевку в нумейских кабаках.»
(очень напоминает историю с подписанием евро-ассоциации украины не так ли?).
Что же вы скажите о такой сделке? Это ли не разбой. Насилие и медленная смерть?
Добрый друг дикаря, благородный, великодушный скваттер, почему ты не был там со своим мышьяком? Ты в одну ночь избавил бы их от страданий.
Источник:
Американский писатель, журналист, публицист Марк Твен. «По Экватору» («FOLLOWING THE EQUATOR») 1897г. Сокращённый отрывок: глава XXI.
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)







