Иллюзии НАТО: поиск новых вариантов по замещению поставок российского газа в Евросоюз
Запад так судорожно ищет альтернативы «Северному потоку – 2», что хватается за реализацию любых проектов (впрочем, на практике мало что получается), которые позволят снизить зависимость Евросоюза от российского газа. НАТО рассматривает возможность реанимировать проект Midcat – средиземноморского газового коридора, который соединил бы испанскую Каталонию с Францией и Германией. Напомним, что строительство газопровода было отменено в 2019 году властями Испании и Франции на фоне растущего интереса к возобновляемым источникам энергии. Если проект, который тогда оценивался в 457 млн. долларов будет реализован, то Пиренейский полуостров может стать «распределительной платформой», через которую природный алжирский газ и регазифицированный сжиженный газ будет доставляться в Европу.
Заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач заявил, что по причине стремительного роста цен на газ в Европе «сейчас предлагается всё больше и больше экзотических вариантов». «В целом у Испании есть профицит СПГ-терминалов, через которые можно было бы увеличить импорт СПГ. В свое время был проект по увеличению коридора, но не через Каталонию, а через более северные территории — Пиренеи. От него отказались, потому что этот проект оказался достаточно сложным и затратным. В любом случае, это не быстрая история, и в нормальных условиях эта тема не очень жизнеспособна», — считает эксперт.
Евросоюз сам наказывает себя своим поведением в отношении России. Как отметил президент РФ Владимир Путин объёмы газа в подземных хранилищах Европы сократились примерно до 40% и в следующем году у стран Старого Света могут возникнуть проблемы. Об этом российский президент заявил после недавней встречи с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном. При этом было отмечено, что у Венгрии подобных проблем не возникнет, так как в скором времени будут согласованы дополнительные объёмы поставок.
Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов в интервью интернет – изданию «Свободная Пресса» заявил, что сказанное Владимиром Путиным — это даже не намёк.
— «Газпром» давно говорит, что переход на либеральную модель, когда европейцы зависят от биржевых котировок, причем не только от своих, но и азиатских, в результате чего ведется конкурентная борьба с Азией, привела к таким гигантским ценам на рынке. Это сильно ударило по европейским потребителям, что не самый правильный вариант. Надо подстраховываться и больше уделять внимания долгосрочным контрактам, которые привязаны к нефти и обычно более стабильны, чем скачущие биржевые котировки.
«СП»: — Европа упорно ищет альтернативу российскому газу. Это реально?
— На словах они давно всеми силами отказываются от российского газа. Если посмотреть на статистику закупок, то окажется, что это не соответствует действительности. Это как война на Украине — она идет в основном в СМИ. Также и с альтернативными закупками — они где-то в СМИ проживают.
«СП»: — Сейчас европейцы и американцы пытаются найти необходимые объемы СПГ. Найдут?
— Европейцы периодически покупают СПГ, когда он более-менее конкурентоспособен, когда цены в Азии оказываются ниже, чем в Европе. Бывает, что СПГ вместо Азии течет в Европу, но такие моменты не часты. Крупнейший рынок СПГ — Азия, там цены традиционно выше, поэтому получается, то Европа — это замыкающий рынок для СПГ. На этом рынке он должен стоить очень дорого, чтобы СПГ туда приплыл. Это бывает не часто. Если Европа хочет переплачивать, то может переплачивать, никто не может заставить делать коммерчески выгодно для себя. Если хотят коммерческой выгоды, то нужны долгосрочные контракты с «Газпромом». Кто-то уже идет на это — те же Сербия, Молдавия, в контрактах которых большая часть с привязкой к нефти. Наверное, другие потребители то же до этого дойдут.
«СП»: — На ваш взгляд, Европа все-таки будет переходить к долгосрочным контрактам?
— Это будет зависеть от вменяемости покупателей. Например, Польша демонстративно заявляет, что СПГ дороже, но им не нравится Россия, поэтому они будут покупать более дорогой СПГ. То же заявляет Литва. Это о чем говорит? Если по политическим причинам хочется переплатить, то никто не может запретить, могут это делать. От «Газпрома» это никак не зависит.
«СП»: — Некоторое время назад была озвучена идея о как бы коллективной закупке газа, чтобы избежать проблем с его дефицитом и скачками цен. Она жизнеспособна?
— Пока такой практики нет и никогда не было. Я не знаю, как они смогут это реализовать, потому что закупают газ не страны, а компании. Как они заставят эти компании, сказать сложно. Компании могут потребовать что-то взамен — налоговые льготы или что-то еще. Пока все происходит только в СМИ.
Независимый эксперт по энергетике Олег Анашкин считает, что договоренности с Венгрией идут в русле традиционного подхода, который применялся ещё Советским Союзом.
— Взаимодействовать надо не с единой Европой, Брюсселем, а конкретно с каждой страной. Есть страны, которые нас любят, а есть, которые не любят. Почему мы должны одинаковые условия даже в рыночной экономике выставлять? Если нам идут навстречу, то и мы идем навстречу.
«СП»: — Насколько велика вероятность газовых проблем в Европе?
— Проблема серьезная. Где они газ возьмут? Пытаются заместить, но это не волшебство. Чтобы развивать месторождения, нужны долгосрочные инвестиции. Ситуация сложилась так, что в последние два года инвестиции были сокращены. Раз сокращены инвестиции, то не будет наращивания добычи, а значит и наращивание поставок. Подход, который пропагандировал «Газпром», логичен, но мы видим некомпетентность тех, кто принимает решения по газу в Европе. Они почему-то решили, что наши месторождения — это такой кран, который хочешь открыл, хочешь закрыл. Ничего подобного, это моментально не делается. Они сами создали ловушку для себя. Нам газа хватит, а им может не хватить. Пусть покупают по споту и платят втридорога.
«СП»: — Планы по замещению российского газа СПГ из Катара и других стран реальны?
— Разве Катар сказал, что в состоянии это сделать? У него все законтрактовано. У него также, как и у нас, — для вывода месторождения на максимальный уровень требуется лет 7−8. Через эти 7−8 лет Катар будет в состоянии увеличить поставки в Европу. Пусть эти 7−8 лет европейцы потрясутся. Технологический алгоритм никуда не исчезает. Европа сейчас возникает, что «Газпром» мог бы поставлять больше. Мог бы, если бы были контракты на гарантированные поставки. Он бы инвестировал в развитие новых месторождений, нарастил добычу и поставил, а раз этих запросов нет, долгосрочных контрактов нет, то «Газпром» не сумасшедший, чтобы тратить средства впустую. Смешные неграмотные рассуждалки привели к тому, что возник дефицит. Научатся. Не хотят учиться в теории, будут учиться на практике.
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)









