Наднациональная идентичность. Будет ли Россия тюркским государством » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

Наднациональная идентичность. Будет ли Россия тюркским государством

В последние дни в российских СМИ активно обсуждается вопрос исламского банкинга. Причем обсуждался в достаточно странном ключе. В ответ на публикацию о преимуществах этого вида банковских услуг различные ресурсы стали публиковать свои мнения о том, что эта система России не нужна.


Что исламским банкингом не пользуются, что эта система нужна «лишь небольшому проценту радикально настроенных российских мусульман, которые видят себя частью глобального исламского проекта (так что «братья» у них не в России, а в Палестине) и ношением принятых в Саудовской Аравии никабов, организацией «шариатских патрулей» против «неправильно одетых» и прочим стараются выделиться внутри страны в этакое «исламское государство в государстве«».

Что сама идея привнесения исламского банкинга с его правилами в Россию есть, по сути, «цивилизационный каминг-аут», итогом которого «должна стать конвергенция с государствами Центральной Азии и Ближнего Востока».

Если же рассуждать о вопросе профессионально (то есть без националистических штампов и каминг-аутов), то есть два уровня вопроса. Первый — исламский банкинг как таковой и его судьба в России.

Он действительно не взлетел. Одни эксперты объясняют это тем, что банкинг был действительно интересен лишь радикальным мусульманам. «Он во многом является идеологическим маркером подчёркивания исламского образа жизни. А жёстких мусульман среди коренных жителей России не так много», — поясняет ИА Регнум доцент РГГУ Вадим Трухачев. Другие же говорят о специфике человеческих отношений.

«Наиболее частая форма исламского банкинга, которая была популярна, например, в Афганистане — это участие кредитодателя в прибыли создаваемого бизнеса. Уязвимость этой схемы совершенно очевидна. Получатель кредита может занижать свои прибыли для того, чтобы сократить выплаты по кредиту — что крайне сильно повышает риски для кредитора.

В обычной ситуации он может претендовать практически на все имущество должника с целью взыскания, но в рамках исламского банкинга все во многом зависит от взаимной честности двух сторон, что по очевидным причинам не устраивает ни ту, ни другую сторону. Так что банкам проще кредитовать людей по традиционной схеме», — поясняет ИА Регнум глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович.

По мнению эксперта, альтернативные традиционным мусульманские формы кредитования зачастую возникают тогда, когда номинально займы являются беспроцентными, но получатель займа обычно оказывается обязан оказать кредитору какого-то рода услуги.

«Зачастую не совсем легальные. В силу очевидных причин подобные схемы в большом бизнесе с существенными оборотами внедряются крайне тяжело, поэтому в России этот банкинг действительно взлетает слабо», — резюмирует Никита Мендкович.

То есть дело не только и не столько в религиозном радикализме, сколько в обычных нелегальных схемах получения дохода.

Однако если перейти на более высокий уровень и говорить о необходимости подстраиваться под какие-то исламские схемы (в том числе под исламскую идентичность), то здесь все не так однозначно.

Здесь речь идет о больших смыслах и идентичностях. О большой игре, в которой России нужно участвовать, для чего, возможно, придется переосмысливать свою цивилизационную сущность. Ну или стоять в стороне и смотреть, как в эту игру играют другие. Не ради исламского банкинга как такового, а ради геополитических преимуществ.

Например, в игре за тюркские смыслы.

Дело в том, что тюркокультурные люди проживают на всем пространстве от российской Сибири до южных границ Ирана. И сейчас этих людей пытается подмять под себя Турция — через продвижение идей тюркской идентичности.

«Турция в последнее время проводит крайне активную политику на тюркском пространстве, провозглашая себя центром «тюркского мира» и главной среди тюрок», — объясняет ИА Регнум доктор политических наук, заведующий отделом Ближнего и постсоветского Востока ИНИОН РАН Владимир Аватков.

Да, в значительной степени привлекательность тюркской идентичности базируется на привлекательности самой Турции. «В ходе ряда событий, включая Карабахскую войну, тюркские государства почувствовали всю политическую силу Турции. Осознали роль Эрдогана. когда он и там, и тут озвучивал свои мысли, и СМИ не закрывают на это глаза. В Средней Азии увидели ту мощь, которую они могут получить при поддержке Турции — страны НАТО, которая умеет рекламировать свое новое вооружение», — поясняет ИА Регнум журналист Яшар Ниязбаев.

Однако при этом продвигаемая Турцией тюркская идентичность базируется на весьма специфических основаниях. «Это во многом искусственно созданный конструкт. На языковом и культурном уровне он представлен очень слабо. В той же Организации тюркских государств лидеры общаются между собой через переводчиков, поскольку турецкий язык на практике очень существенно отличается, например, от узбекского или казахского.

Да, в каких-то бытовых вопросах, когда оба человека говорят очень медленно и разборчиво, общий смысл уловить можно. Но вести какие-то деловые переговоры или тем более научные беседы совершенно нереально», — говорит Владимир Аватков.

По его мнению, Турция в рамках ОТГ стремится, по большому счету, вытеснить все альтернативные тюркские языки, навязать свою систему письменности и свой язык в качестве основного, таким образом уничтожив культуру тюркских государств Кавказа и Центральной Азии.

«В перспективе их население рассматривается как турки второго сорта с перспективой перехода под контроль Турции. То есть это своего рода способ создания сети колоний на современный лад», — резюмирует Владимир Аватков.

Но, несмотря на все вышеперечисленное, турецкие планы работают — страны Средней Азии все больше и больше вовлекаются в турецкую культурную орбиту, а за ними могут вовлекаться и тюркокультурные народы России. И это является прямой угрозой безопасности России — как в виде появления новых «Украин» в Средней Азии, так и переключения лояльности ряда народов России на Турцию.

Причем если раньше для Эрдогана это был скорее инструмент геополитической экспансии (а значит его можно было подкрутить после жесткого ультиматума Москвы), то сейчас это уже органичная часть турецкой внешней политики.

«Эрдоган использовал тюркскую идентичность как инструмент для налаживания отношений. Неоосманизм был для Балкан, ислам — для Ближнего Востока, а тюркская идентичность — для Средней Азии. Однако теперь, когда у Эрдогана союз с националистами, они эту тему педалируют. Она ключевая в их идеологии, а значит правящей партии приходится более активно в этом направлении работать», — поясняет Яшар Ниязбаев.

И сейчас Россия может либо наблюдать за всем происходящим, либо попытаться перехватить у турок борьбу за центр тюркской идентичности. Тем более что Россия этим центром как раз и является.

«На самом деле Турция является периферией этого мира, а центр тюркскости находится в Средней Азии и России. Россия на протяжении истории была и остается великой славянской, а также великой тюркской державой. Именно с территории России свой долгий путь начали тюрки», — говорит Владимир Аватков, имея в виду прародину тюркских народов — Алтай.

По мнению эксперта, Россия могла бы действительно выступить с альтернативным тюркским проектом. «На основе уважения суверенитета государств, неприкосновенности культуры и языка, выстраивания сотрудничества на основе исторической близости, а не попыток создать искусственный конструкт тюркской идентичности или единственный тюркский язык на базе турецкого», — поясняет Владимир Аватков.

Однако если Москва все-таки решит пойти по этому пути, ей предстоит сделать очень много. Не только бороться с турецкими националистами, окопавшимися в ряде стран Средней Азии в рамках местных НКО, но еще и пересмотреть собственную цивилизационную сущность.

Несмотря на географию, исторически Россия никогда не рассматривала себя как центр тюркского мира.

«Россия шла с запада на восток, её ядром была территория современных Центрального и Северо-Западного федерального округа, где никакие тюрки не жили. Ни один российский правитель, ни в одну эпоху никогда не считал себя наследником Орды. Отдельные заимствования из неё не означают преемственности. С таким же успехом Россию можно объявить наследницей Швеции или Голландии». — говорит Вадим Трухачев.

Кроме того, Россия как государство может существовать лишь как империя с наднациональной идентичностью (поскольку многонациональные империи без такой идентичности развалились в эпоху становления национальных самосознаний нацменьшинств, то есть после Первой мировой).

И выделение любой идентичности из общероссийской, тем более идентичности, имеющей куда более мощный и наполненный смыслами центр за пределами России, может привести к очередному дроблению российского сознания.

«Пестование именно общетюркской идентичности, а не идентичности отдельных тюркских народов, — прямой путь к развалу России. Ибо в таком случае тюркские народы станут всё больше смотреть на члена НАТО Турцию», — резюмирует Вадим Трухачев.

Возможно, выходом было бы создание общеевразийской идентичности, частью которой является тюркская. Однако для создания такого идеологического конструкта нужны навыки, время, а также дерадикализация общества и избавление его от этнических националистов. А этого избавления в ближайшее время не предвидится.

ГЕВОРГ МИРЗАЯН

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. +3
    nikolay23561
    Читатель | 8 509 коммент | 0 публикаций | 23 июля 2024 21:01
    С Исламским Банкингом носятся как Дурни со Ступой, там процент снимается через другие механизмы. Будет вам банкир себе в убыток работать, не смешите мои тапки.
    Показать
  2. +2
    ЯША
    Журналисты | 39 911 коммент | 69 публикаций | 23 июля 2024 22:39
    Сначала бы описали что это такое. Исламский банкинг........ Обрезание делать надо для взятия кредита? h4
    Русские войны не начинают. Они их заканчивают.
    Показать
    1. +1
      Maria72024
      Читатель | 2 779 коммент | 0 публикаций | 23 июля 2024 23:21
      Ну, типа, у них запрещено брать ссудный процент.
      Вот только за счёт чего при этом живёт банк?..
      Показать
      1. +1
        Marsel
        Читатель | 8 000 коммент | 0 публикаций | 24 июля 2024 01:28
        За счет услуг.Типа-Саид дарогой вот тебе деньга а ты слюшай акажи маленький такой услуга переправь через границу э..немножко тавар.
        Показать
    2. -1
      Олла Дез
      Читатель | 10 542 коммент | 0 публикаций | 24 июля 2024 09:48
      Нет. Это такая типа перепродажа. Процент там конечно есть. Но если мы берем у банка деньги чтобы купить квартиру и платим банку проценты, то в исламском банкинге уже банк покупает квартиру и продает её нам в кредит БЕЗ процентов за сумму в которую эти проценты уже включены. То есть купил за одну сумму нам продал в два раза дороже, но процентов ни-ни, не брал, это грех. Кстати так поступают некоторые корпорации, покупая квартиры своим сотрудникам. А потом просто вычитают определенную сумму из зарплаты. А если берешь просто деньги то в договоре будет вся сумма вместе с процентами разделенная на платежи, но из этой суммы ты обязан сделать "добровольное пожертвование" банку в определенной сумме этих самых процентов. Кстати так иногда даже проще. Но вообще-то чистая казуистика. Можешь делать что хочешь лишь бы само слово проценты не появлялось в договоре.
      Нужны ли мы нам?
      Показать
  3. +2
    Diego
    Читатель | 702 коммент | 0 публикаций | 24 июля 2024 05:33
    Пестование именно общетюркской идентичности, а не идентичности отдельных тюркских народов, —

    по сути это этнокультурный геноцид тюркских народов России, уничтожение их исторически сложившихся самобытных национальных культур, традиций и обычаев.
    Не, не так?
    Показать
  4. 0
    Rosich
    Журналисты | 13 341 коммент | 180 публикаций | 24 июля 2024 10:59
    "Мусульманские формы кредитования зачастую возникают тогда, когда номинально займы являются беспроцентными, но получатель займа обычно оказывается обязан оказать кредитору какого-то рода услуги".
    --------
    Беспроцентные формы кредитования распространены не только среди мусульман на Востоке, но и у христиан на Кавказе, а также иудеев. То есть там, где связи и услуги ценятся выше денег.

    Вспомнился пример из жизни.
    У одного товарища созрел план организовать перепродажу хурмы, которую в Дагестане продают по 400 руб/кг, а в Москве как минимум в 4 раза дороже. Но одного желания мало, нужны средства на работников, транспорт, пункты временного хранения и т.д. По отдельности статьи расхода не очень серьезные, но в сумме набегает внушительная цифра, которой у данного перекупщика нет.
    Он обращается к кредитору за беспроцентным кредитом. Тот идет навстречу, но с условием оказания ему услуги. Так, у получателя кредита есть брат – проректор одного интересного учебного заведения. А у кредитора есть сын – оболтус, но с выраженной хваткой по жизни. Брат получателя кредита договаривается с руководителем Приемной комиссии ВУЗа, в результате чего пацана берут на учебу. По окончании заведения упомянутый оболтус вместе с погонами и званием обретет статус, который (по мере продвижения по службе) планируется использовать для прикрытия отца (кредитора), а заодно и получателя кредита (бизнесмена) с его братом проректором.
    Все довольны, и при этом никаких взяток и прочей коррупции. Однако в итоге получается такая СВЯЗКА, которую никакие следователи, руководствуясь УК РФ, разрушить не в состоянии. И таких связок (вдоль, поперек и крестиком) у жителей Средней Азии и особенно Большого Кавказа множество. Поэтому их сплоченность в разы выше, чем у славян
    Показать
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.