Неправда ваша: разоблачена очередная ложь западной пропаганды
Немецкая пресса раздула скандал: якобы россияне устроили тайную шпионскую базу у останков затонувшего в 1994 году в Балтийском море лайнера «Эстония», официально признанного братской могилой. В странах Скандинавии и Балтии эта беспардонная ложь вызвала очередной приступ русофобии. Но теперь представители эстонских спецслужб без лишнего шума опровергли дутую сенсацию: никакой тайной базы русских на обломках «Эстонии» нет. Однако главная цель этой информационной диверсии достигнута: опровержение прочитал мало кто, а большинство из тех, кто узнал о «сенсации», так и остались пребывать в уверенности о том, что «эти русские не щадят и могил». Подробности — в материале «Известий».
Откуда ноги растут
Несколько дней назад сразу несколько немецких изданий выступили с утверждениями, что Россия использовала затонувший в 1994 году в Балтийском море паром «Эстония» для «учебных целей, а возможно, и для разведывательной деятельности». Телекомпании WDR и NDR, а также газета Süddeutsche Zeitung сообщили своей аудитории о том, что несколько лет назад на затонувшем пароме было установлено техническое оборудование, позволяющее осуществлять точную навигацию подводных дронов и роботов.
Также эти СМИ высказали подозрения, что «Россия может использовать район крушения для разведдеятельности», размещая там датчики, способные записывать звуки, издаваемые военными кораблями и подводными лодками НАТО. По мнению WDR, ARD, NDR и Süddeutsche Zeitung, коварные россияне воспользовались тем фактом, что «Эстония» была объявлена массовым захоронением — соответственно, погружения на нее запрещены. Поэтому, дескать, было бы трудно заметить установку на затонувшем пароме и вокруг него шпионских устройств.
Паром «Эстония» в порту Таллина незадолго до крушения
Тут надо отметить, что в июле 2021 года власти Финляндии приостановили действие запрета на погружение к «Эстонии». Дело в том, что тогда выяснились некоторые дополнительные обстоятельства гибели судна и власти, возобновив расследование той стародавней катастрофы, разрешили провести ряд погружений к «Эстонии». Мораторий действовал до конца 2024 года: и за эти три с лишним года расследователи совершили целый ряд погружений к останкам парома, проведя детальное их обследование. Эти экспедиции широко освещались в прессе, но ни разу не сообщалось, что исследователи обнаружили на «Эстонии» какое-либо шпионское оборудование.
Однако WDR, ARD, NDR и Süddeutsche Zeitung ловко обошли эту нестыковку: там сообщили, что финская пограничная служба специально «по оперативным причинам» не раскрывает всех подробностей этих экспедиций. Министерство иностранных дел Эстонии, куда обратились немецкие журналисты, многозначительно сообщило, что «внимательно следит за развитием ситуации в Балтийском море вместе с союзниками». Немецкие СМИ утверждают, что обратились с вопросом о шпионском оборудовании на затонувшей «Эстонии» и к «российскому правительству», но оно не ответило.
Спасательный плот парома «Эстония» в финском порту. 1994 год
«Сенсация» вызвала в странах Скандинавии и Балтии ажиотаж, ибо ударила по больному месту. В Швеции и Эстонии гибель парома считается главной национальной трагедией последних 30 лет. Жертвами этой катастрофы, произошедшей в ночь на 28 сентября 1994 года, стали 852 человека, в том числе 501 швед и 285 эстонцев. Разразилась буря негодования. Шведские и прибалтийские издания стали публиковать заметки под заголовками «Россия использует затонувшую «Эстонию» для шпионажа за НАТО». Эти заметки сопровождались фотографиями затонувшего судна — с непременными напоминаниями о том, что в его корпусе до сих пор покоятся останки сотен погибших.
Сами придумали — сами опровергли
Однако 29 октября в эстонском министерстве обороны негромко заявили, что в их распоряжении нет никаких данных, подтверждающих утверждения о том, что Россия может использовать лежащий на дне Балтийского моря остов парома «Эстония» для разведывательной деятельности. «Данный участок Балтийского моря является одним из наиболее контролируемых мест: главным образом из-за соблюдения покоя захоронения. В этом районе действует запрет на погружения и остановки судов, а само место находится в зоне ответственности Финляндии», — пояснили в минобороны, добавив, что и эстонские военные тоже внимательно отслеживают ситуацию на Балтике.
В министерстве напомнили, что в 2025 году НАТО в рамках операции по защите подводной инфраструктуры Baltic Sentry («Балтийский часовой») существенно увеличило свое военное присутствие в Балтийском море. В прошлом году имело место несколько инцидентов с обрывом коммуникаций, проложенных по дну Балтийского моря. В этих инцидентах безуспешно пытались обвинить «контролируемых Россией диверсантов», в связи с чем силы альянса резко усилили наблюдение за любой активностью на Балтике. При этом никакой подозрительной деятельности в районе затонувшей «Эстонии» зафиксировано не было.
Подъем визора парома «Эстония». 1994 год
Более того, старший следователь эстонского государственного центра расследований инцидентов с безопасностью Таури Роозипуу сообщил, что это учреждение с 2021 по 2024 год шесть раз проводило исследования остова «Эстонии» и не нашло там никаких подозрительных устройств. «Мы не задействовали водолазов, а применяли различные исследовательские приборы — сонары и подводных роботов с камерами. Ничего такого, о чем сообщает немецкая пресса, мы там не обнаружили», — сообщил Роозипуу. Он, впрочем, отметил, что под водой из-за крайне плохой видимости найти какие-либо устройства крайне сложно, так как камера подводного робота позволяет видеть не дальше пяти метров, а сонары не передают детализированного изображения. «Обычно это происходит так: с помощью сонара выявляются какие-то интересные объекты, а затем их проверяют визуально с камерой, чтобы убедиться, что это за объект», — пояснил эстонский специалист.
Дистанционно управляемый подводный аппарат для фотограмметрической съемки места крушения парома «Эстония» на борту исследовательского эстонского судна. 2022 год
Впрочем, по оценке Таури Роозипуу, использование в разведывательных целях находящегося под столь пристальным вниманием объекта, как «Эстония», не имеет никакого смысла. Роозипуу напомнил, что финские власти, в чьих территориальных водах лежит затонувший паром, ежедневно следят за ним в целях соблюдения покоя захоронения. «Гораздо проще найти в море случайное место, где можно было бы установить эти устройства, не привлекая внимания», — пояснил эксперт, добавив, что подводное оборудование нуждается в источнике энергии, а это предполагает регулярную замену аккумуляторов. К тому же, поскольку передача данных под водой невозможна, за ними пришлось бы погружаться, чтобы физически забрать информацию, а это непременно привлекло бы внимание.
Корабль финской береговой охраны в Балтийском море
Наконец, по словам эстонского эксперта, остов «Эстонии» вряд ли бы привлек российских шпионов, поскольку он покоится отнюдь не в зоне интенсивного судоходства — следить там особо не за кем. «Основной морской транспортный коридор, который проходит от южной части Балтийского моря в Финский залив, находится в отдалении от «Эстонии», ближе к острову Хийумаа. Интенсивность судоходства поблизости от обломков «Эстонии» довольно низкая по сравнению с основным маршрутом. Собирать какие-либо данные там было бы не очень эффективно. Движение судов там настолько редкое, что это не дало бы значимого результата», — пояснил Роозипуу. В свою очередь, бывший глава эстонской внешней разведки Микк Марран в ответ на запрос Эстонского телерадиовещания сообщил, что речь идет об обычных слухах, которые не имеют под собой никакой почвы.
Еще два мыльных пузыря лопнули
Отметим, что на днях последовало еще два опровержения фейковых скандалов, связанных с мнимой враждебной деятельностью россиян на Балтике. В конце 2024 года финские силовики взяли на абордаж и арестовали ходивший под флагом Островов Кука танкер Eagle S, везший из Усть-Луги в Египет 35 тыс. т бензина. Экипаж танкера заподозрили в том, что он намеренно по заказу российских спецслужб совершил диверсию — повредил энергетический кабель Estlink 2, соединяющий Эстонию и Финляндию.
Сразу после происшествия президент Финляндии Александр Стубб заявил, что «о случайности не может быть и речи». В НАТО сделали далеко идущие выводы из всех этих происшествий: альянс запустил проект Baltic Sentry, предназначенный, по словам главы организации Марка Рютте, «для обеспечения безопасности инфраструктуры в Балтийском море». Однако понимание того, что вытянуть из этого происшествия «акт российской агрессии» не получится, появилось еще 19 января, когда The Washington Post со ссылкой на источники в спецслужбах сообщила, что повреждения подводных кабелей в Балтийском море стали результатом случайности, а не вызваны диверсиями.
В итоге капитану Eagle S Давиту Вадачкории и его помощникам Роберту Егизаряну и Сантошу Кумару Чаурасии предъявили обвинения не в «диверсии», а в «причинении тяжкого ущерба имуществу» и в «грубом нарушении работы телекоммуникаций». Сами подсудимые рассказали, что причиной аварии стала поломка спускового устройства якоря. В результате якорь вывалился и, прежде чем аварию обнаружили, успел «пропахать» солидное расстояние на морском дне, повредив злополучный кабель.
2 октября уездный суд Хельсинки пришел к выводу, что не обладает юрисдикцией в данном вопросе и что дело должно рассматриваться в судах стран происхождения моряков или госфлага танкера. Кроме того, финский суд отверг ранее звучавшие словесные оценки о «тяжком акте вандализма», приведшем к «серьезнейшим последствиям». Вместо этого суд пришел к выводу, что разрыв электрического кабеля мог в худшем случае привести к повышению стоимости электроэнергии и ее отключению на несколько часов. О первоначальной версии «злонамеренной российской диверсии» никто уже и не вспоминает. На данный момент Давит Вадачкория, Роберт Егизарян и Сантош Кумар Чаурасия уже покинули Финляндию.
Кабель Estlink 2
26 января был поврежден телекоммуникационный кабель, соединяющий Швецию и Латвию. Этот кабель принадлежит Латвийскому государственному радиотелевизионному центру (LVRTC) и пролегает на глубине 50 м. Поврежденный участок находился в экономической зоне Швеции. Шведские силовики сразу после ЧП задержали судно Vezhen под флагом Мальты, шедшее из российской Луги. Шведский военный эксперт Йоаким Паасикиви заявлял, что это очередное проявление «российской гибридной войны». Но в октябре в шведской полиции безопасности (SäРo) сообщили, что, как они выяснили в ходе расследования, инцидент стал результатом случайности. «Причиной обрыва кабеля стали погодные условия, дефекты оборудования и ненадлежащее ведение судоходства», — сказал Кристоффер Веделин, заместитель начальника оперативного отдела SäРo.
Доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина в беседе с «Известиями» отметила, что западные пропагандисты моментально хватаются за возможность обвинить Россию во всё новых кознях, не утруждая себя поиском доказательств.
— Западные политики и СМИ обвиняют Россию на основании всё того же извечного принципа highly likely. Западные непартнеры работают таким образом с собственным населением, настраивают его на готовность проявлять терпение — ведь жителям Евросоюза тоже приходится подтягивать пояса из-за разрыва экономических отношений с РФ, — а при необходимости даже на то, чтобы участвовать в военных действиях. Когда обыватель всё время слышит, что вообще во всех бедах виновата почему-то только Россия, то он и будет обвинять Москву, а не собственных депутатов и министров, которые таким образом продлевают себе политическую жизнь. К сожалению, они играют в опасные игры, — заключает Еремина.
Никита Елисеев
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)
















