Пять мест, где в 2026 году может разразиться третья мировая
Мировой порядок, основанный на правилах, трещит по швам, а традиционные механизмы сдерживания больше не работают, пишет колумнист 19FortyFive. По его мнению, на фоне роста глобальной напряженности призрак большой войны в 2026 году становится пугающе реальным.
Третья мировая война в 2026 году? Вот пять горячих точек, где может вспыхнуть мировой пожар.
Складывается ощущение, что мировой порядок на основе правил рушится. США не проявляют особого интереса к сдерживанию глобальных конфликтов. Что это сулит с точки зрения перспектив серьезного международного конфликта в 2026 году (или даже гибельной третьей мировой)? Вот пять горячих точек, на которые стоит обратить внимание.
Гренландия
До прошлого года мысль, что Гренландия может оказаться в эпицентре конфликта, казалась вовсе абсурдной. США состоят в союзе с Данией, которая обладает суверенитетом над островом, а их вооруженные силы имеют полную свободу действий на всей его территории.
Однако президент Дональд Трамп решил, что США непременно должны заполучить Гренландию, и даже завуалированно пригрозил силовым решением, чтобы это желание осуществилось.
Какими это чревато последствиями, отнюдь не очевидно. Трамп недавно отказался от военной силы и вместо этого пригрозил Европе пошлинами. Правда, в Давосе он отказался и от них.
Со своей стороны, европейцы отправили в Гренландию многонациональные силы, дабы продемонстрировать всю серьезность своих намерений. Дальнейшее обострение конфликта маловероятно, однако боевые действия между европейскими и американскими силами неминуемо приведут к серьезной эскалации — помимо всех остальных последствий разрыва трансатлантических отношений.
Украина
Российско-украинскому конфликту скоро пойдет пятый год. Москва неуклонно добивается скромных, но стабильных успехов на фронте, Киев продолжает сопротивляться даже в условиях масштабных стратегических бомбардировок.
Но конфликт может запросто обостриться. Необходимость продемонстрировать успехи на поле боя может вынудить Россию предпринять более решительные шаги для разгрома ВСУ.
С другой стороны, если фронт посыплется, Киев, вне всяких сомнений, обратится к европейским партнерам — а некоторые из них уже предлагали отправить на Украину войска, если ситуация станет совсем отчаянной. Более того, Франция и Великобритания начали решительнее отслеживать перемещения российских нефтяных танкеров.
Если российские и европейские войска встретятся лицом к лицу на Украине или в открытом море, последствия могут оказаться ужасающими.
Тайвань
Островное государство Тайвань было и остается источником тревоги в западной части Тихого океана. Китай продолжает наращивать военную мощь, еще больше расшатывая баланс сил в регионе, тогда как США отвлеклись на решение собственных проблем в Западном полушарии.
Тайвань, со своей стороны, также наращивает военную мощь. Сигналы США о готовности защищать Тайвань вот уже несколько лет носят весьма бессистемный характер, и неясно, считает ли Трамп защиту острова целесообразной. Хотя конкретной искры, от которой вспыхнет пожар, пока не видно, основополагающая динамика не изменилась.
Для Китая же Тайвань — лишь норовистая провинция, которую пора прижать к ногтю, а применение военной силы — совершенно законно. Если США продолжат отвлекаться на Арктику и Западное полушарие, Китай может счесть, что у него появилась возможность нанести удар.
Иран
Войны 2025 года поставили Исламскую Республику в тяжелое положение. Лишившись союзников и став мишенью для глубокого народного гнева, иранский режим оказался в остром кризисе, и потому стал глубоко уязвимым. Президент Трамп угрожает ударом по Ирану, если Тегеран продолжит жестоко разгонять демонстрантов и подавлять протесты.
Большинство союзников Вашингтона в регионе противятся американским ударам, опасаясь как возмездия Ирана, так и его краха.
Хотя Иран сейчас и слаб, у него есть средства для ответного удара. Более того, Китай и особенно Россия вложили значительные средства в выживание тегеранского режима. Москва пока что озабочена скорее ситуацией на Украине, а Пекин в целом занимает позицию невмешательства, однако вспыхнувший в регионе хаос грозит втянуть в себя любую из этих стран или обе сразу.
Индия-Пакистан
Операция "Синдур" в начале 2025 года привела к прямому столкновению Индии и Пакистана. В ответ на теракт в Кашмире Индия ударила по лагерям военизированных организаций. Пакистану удалось сбить несколько индийских самолетов, и в целом Исламабад считает, что вышел из этой стычки победителем.
Однако конфликт не решил ни одной из основополагающих проблем в отношениях. После сумбурной разрядки с неловким вмешательством Трампа соседи оказались в еще более шатком и нервозном положении, чем до его начала.
Хуже всего то, что обе стороны примеряют лавры триумфатора. Индия "восстановила сдерживание", несмотря на потерю нескольких истребителей, а Пакистан продемонстрировал, что может "противостоять" военной мощи Дели. Два ядерных противника, окрыленных мнимым успехом и затаивших давнюю обиду, — это чрезвычайно опасный рецепт.
Путь к третьей мировой?
Мир стал опаснее, чем был десять лет назад, провокации участились, а традиционные механизмы урегулирования конфликтов износились.
Едва ли в 2026 году разразится тотальная мировая война, но даже слегка возросший риск — уже повод для тревоги. Будем же надеяться, что в этом году хладнокровие все же возобладает.
Доктор Роберт Фарли преподает на курсах безопасности и дипломатии в Школе Паттерсона с 2005 года. В 1997 году получил степень бакалавра Орегонского университета, а в 2004 году — степень доктора философии Вашингтонского университета. Автор ряда книг, активно сотрудничал с рядом журналов, включая The National Interest, The Diplomat, World Politics Review и The American Prospect. Основатель и старший редактор блога "Юристы, оружие и деньги"
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)










