Пытка жаждой. Почему Донбассу и Новороссии ещё долго предстоит жить в условиях строгой экономии воды » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

Пытка жаждой. Почему Донбассу и Новороссии ещё долго предстоит жить в условиях строгой экономии воды

22:28 / 22.06.2025
1 035
1
Пытка жаждой. Почему Донбассу и Новороссии ещё долго предстоит жить в условиях строгой экономии воды

Водная тема – одна из самых обсуждаемых сегодня в Донбассе. Несколько дней назад общественный интерес к ней подхлестнуло известие об общероссийском подорожании услуг водоснабжения и водоотведения: цены растут, а водный паёк в Донбассе как был скудным, так и остаётся.

Поэтому сам факт подобного рода уже является раздражителем, хотя радикальным подорожание назвать сложно: тарифы в новых регионах России как были ниже, чем в целом по стране, так и остаются.

Устроенная Украиной водная блокада шахтёрского края усугубилась чередой аномально жарких лет. Сегодня практически полностью исчерпаны ресурсы основных питьевых водохранилищ, являвшихся с 2022 года по сути единственным источником водоснабжения городов ДНР. Их обмеление заметно невооружённым глазом, фотографии пересыхающих водоёмов люди постоянно публикуют в соцсетях.

Столь невесёлая картина становится питательной почвой для возникновения всевозможных кривотолков: то и дело возникают слухи о длительном прекращении подачи воды в городах, которые властям постоянно приходится опровергать в прессе и на радио. При этом в обществе существует запрос на быстрое и радикальное решение проблемы, которого не может быть в принципе, но на чём неплохо играют всевозможные популисты и провокаторы. В сложившейся ситуации ещё многие годы будут объективно возможны лишь исключительно паллиативные и непопулярные меры.

Занимать оборонительную тактику в освещении вопроса – бесполезно. Поэтому пора переходить в информационное наступление: говорить о столь болезненной проблеме честно и открыто, но без паники. Общество должно понимать что предстоит не спринтерский забег, а долгий и изнурительный марафон.

Рукотворная река раздора

Весной 2014 года битва за Донбасс началась в Славянске совершенно неслучайно: этот город, который маршал Малиновский в 1943 году назвал "Воротами Донбасса", является крупным логистическим центром. Среди прочего там расположен водозабор сооружённого в 1950-е годы канала "Северский Донец – Донбасс". Его основными потребителями были металлургические и химические предприятия, платившие за воду полную цену. А вот населению и аграриям вода из канала поставлялась на льготных условиях.

Многие читатели представляют этот канал как какую-то рукотворную реку. На самом же деле значительная часть сооружения – огромная труба диаметром почти как тоннель метро, в которую закачана вода под баснословным давлением. Для устранения порывов на такой трубе нужна специальная инженерная машина на базе тяжёлого танка.

Канал перекачивал 43 кубометра воды в секунду или почти четыре миллиона кубометров в сутки, и выбирал половины годового стока Северского Донца в районе Славянска. Для предотвращения пересыхания единственной полноводной реки Донбасса были построены соответственно Печенежское и Краснооскольское водохранилища.

С началом конфликта в 2014 году канал "Северский Донец – Донбасс" восемь лет был инструментом давления бандеровцев на непокорных жителей ДНР, которых старались тщетно сломить в том числе и пыткой жаждой. От полного перекрытия поставок воды Киев удерживало лишь то, что в пригороде Горловки от канала ответвляется Южнодонбасский водовод, идущий в направлении оккупированных тогда Красноармейска, Селидово и Волновахи. На этом самом водоводе расположена оказавшаяся на линии разграничения и постоянно фигурировавшая в новостных сводках Донецкая фильтровальная станция, снабжающая часть районов столицы ДНР. Поэтому всё держалось на очень хрупких, и часто – негласных, договорённостях между сторонами.

С луганчанами Киев поступал куда жёстче: почти все водоводы, поставлявшие тогда воду в ЛНР, брали начало либо на левом берегу Северского Донца, и возможностей для торга у Луганска не было. Тем не менее в 2022 году этот фактор сыграл положительную роль: быстрое освобождение северной части ЛНР позволило вернуть водоснабжение.

Иначе сложилась ситуация в ДНР. После начала СВО Украина полностью прекратила подачу воды по каналу "Северский Донец – Донбасс". Его трасса оказалась в эпицентре боевых действий: проходящая по поверхности труба большого диаметра – уже сама по себе фортификационное сооружение, затрудняющее продвижение тяжёлой техники. Сейчас инфраструктура канала полностью разрушена в ходе боёв и её послевоенное восстановление займёт около трёх лет – примерно столько, сколько строился сам канал.

Тревожные маркеры ситуации

Я живу в двухстах метрах от реки Крынка, так что бывать на её берегах приходится по нескольку раз в день. Наша местность расположена ниже каскада водохранилищ в её верховьях – Ольховского, Зуевского и Ханжонковского, поэтому по уровню воды в реке можно судить о расходе на створах плотины в Зугрэсе.

Хорошо помню полноводную Крынку, с громыхающими на порожистых участках потоками, а также с омутами, где ноги не доставали дна. Ностальгические чувства вызывает просмотр фотографий с байдарочных соревнования на бурном Новопетровском пороге в Амвросиевском районе. Тогда организаторы мероприятия обращались в управление водного хозяйства с просьбой установить в определённое время нужный расход воды на плотинах чтобы регулировать сложность дистанции в зависимости от программы. Такое разрешалось два раза в год на пару-тройку дней в середине весны и осени чтобы не нанести ущерб водной фауне.

С зимы 2022 года вода в реку если и поступает, то в мизерных количествах: Крынка превратилась в ручеёк глубиной от силы по колено, а то и по щиколотку. И это при том, что ниже Зуевского водохранилища река практически не принимает сколько-нибудь значительных притоков.

С января этого года заговорили уже и об обмелении каскада вышеупомянутых водохранилищ, уже три года являющихся единственным источником воды для городов Донецкой агломерации. Но тревожные вести приходят не только с её берегов.

Например, критически обмелело Волынцевское водохранилище на реке Булавин в Енакиево и теперь ведутся работы по запитыванию соседнего города Дебальцево от Чернухинского водохранилища расположенного в сравнительно более благополучной в плане воды соседней Луганской Народной Республике. Мелеет и Грабовское водохранилище на Миусе: в запитанных от него районах Тореза и Снежного вода подаётся всего на несколько часов не чаще пары-тройки раз в неделю. Также сообщается что всё Северное Приазовье от Дона до Перекопа активно переходит на артезианские скважины. Расконсервированы такие источники и в окрестностях Донецка. Это вызывает тревогу уже само по себе: артезианские воды –неприкосновенный запас природы, истощаются они за считанные годы, а накапливаются тысячелетиями.

Дефицит покрыть нечем

Нужно понимать что вода в Донбассе всегда была, есть и будет дефицитом, а потребность в ней с конца XIXвека не покрывается стоком местных рек.

Взяться воде в Донбассе неоткуда. У нас нет ни ледников Кавказа, ни обширных и вечно поливаемых дождями болотных угодий Валдайской возвышенности, где берут начало сразу три великих реки: Волга, Днепр и Западная Двина. Значительная часть древних стёртых временем горных плато Донецкого кряжа представляет собой каменистую полупустыню. Жаркое лето в Донбассе длится минимум пять месяцев – с мая по сентябрь включительно, а иногда – и все полгода от Пасхи до Покрова. Зимы как таковой в наших краях уже тоже нет: до середины января – поздняя осень, после – ранняя весна. Да и сами три зимних месяца скорее напоминают стихийное бедствие с чередованием чавкающей под ногами слякоти и жесточайшего гололёда.

Из школьной географии мы знаем что в наших широтах питание рек преимущественно снеговое. Не зря же говорят что летний день весь год кормит, а зимний – поит. Зимой природа накапливает воду в твёрдом виде для того, чтобы с наступлением тепла она пополнила собой и подземные горизонты, и реки с озёрами. Увы, но последние дюжину лет в природе Донбасса накопление воды сильно уступает расходу.

Видит око, да зуб неймёт

Выход из ситуации вроде бы лежит на поверхности: надо продвигаться к Днепру. Ведь Днепр – река полноводная, собирающая влагу Валдая и Полесья. Тем более что в советские годы на берегах Днепродзержинского водохранилища даже начинался канал "Днепр – Донбасс".

Это может вскружить не одну голову, но не тот урожай, что в поле, а тот, что на столе. Если точнее, то канал "Днепр – Донбасс" уже много лет как заброшен, а его имущество – разграблено подчистую.

Возведение первой очереди канала "Днепр – Донбасс" началось в 1969 году и продлилось тринадцать лет. Его проектная мощность втрое превышала пропускную способность канала "Северский Донец – Донбасс" и должна была доходить до 130 кубометров воды в секунду. Согласно планам первая очередь должна была подпитывать Северский Донец, а вторая –направлять воду прямиком через Добропольский и Красноармейский районы к Донецку.

В реальности же первая очередь никогда не прокачивала больше 41 кубометра в секунду, и то в советское время, что даже меньше уровня реальной загрузки канала "Северский Донец – Донбасс". После распада СССР от достройки почти полностью готовой второй очереди вообще отказались.

В постсоветские годы канал "Днепр – Донбасс" использовался только летом, а с середины 2010-х годов вообще перестал эксплуатироваться. То есть и здесь всё надо строить заново, причём в ещё больших масштабах.

Теперь вспомним судьбу Каховской ГЭС: ну не захотят бандеровцы отдавать нам водохранилища Днепровского каскада и уничтожат их при отступлении. В прежние, менее засушливые годы, наполнение днепровских водохранилищ занимало до пяти-семи лет. С нынешним климатом времени потребуется в разы больше.

Программа-минимум: "Сберечь!"

Большую помощь в сохранении водоснабжения в Донбассе играет Россия. Именно в сохранении – чтобы вода из кранов не исчезла насовсем: про что-то более серьёзное речь может пойти лишь после полной зачистки шахтёрского края от бандеровских оккупантов.

Самым ярким проектом такого плана является возведение российскими военными водовода "Дон – Донбасс". Столь грандиозное сооружение было создано всего за пять месяцев: в ноябре 2022 года было принято решение о строительстве, спустя три недели более трёх тысяч человек и полторы тысячи единиц техники приступили к работам, а 31 марта следующего 2023 года стали заполнять трубы и резервуары водой. Ещё через месяц началась его эксплуатация в тестовом режиме, а к концу лета водовод вышел на проектную мощность.

Водовод "Дон – Донбасс" изначально планировался в качестве паллиативной меры: он может прокачивать всего лишь три с половиной кубометра в секунду или около 288 кубометров в сутки. Тем более что и ресурсы самого Дона тоже не безграничны: по обнародованным администрацией Ростовской области данным уровень Цимлянского водохранилища уже менее, чем на три метра выше отметки при которой становится невозможным его использование. Это на полтора метра ниже, чем в аналогичный период прошлого года и снижение уровня продолжается в среднем на сантиметр в сутки. Да и сток Кубани в Азовское море в последние годы всё чаще начинает превышать сток Дона.

Столь же важным моментом является и восстановление изношенных водопроводных сетей в населённых пунктах во избежание потерь драгоценной влаги из-за порывов труб. Здесь вовсю стараются регионы-шефы городов Донбасса и Новороссии, хотя работы не на один год.

"Нарзан" из шахты

Весьма заманчивой идеей может на первый взгляд показаться использование шахтных вод, и она рассматривалась не раз: дренировать подземные сооружения приходится постоянно и в огромном количестве. Тем не менее здесь есть два огромных "но".

Во-первых, шахтные воды – это промышленные стоки. Со всеми вытекающими.

Второе то, что все без исключения подземные воды Донбасса – сильно минерализованные. Помню как проводил себе воду из скважины и отнёс пробу в лабораторию. Когда пришёл через несколько дней за результатами, то мне для начала протянули бутылку кисловодского "Нарзана" и попросили ознакомиться с его химическим составом. Потом предложили сравнить с результатами анализа: принимать такую воду в качестве лекарства при изжоге или в меру использовать в качестве столового напитка в жару – самое то. А вот постоянно готовить на ней еду уже нельзя: слишком много соединений кальция и магния. Да и не всякая посуда и бытовая техника с таким агрессивным раствором будет "дружить": электрочайники, бойлеры и стиральные машинки становятся расходным материалом. Скажу что автономные системы отопления в домах в моём районе стараются заправлять дождевой водой, собираемой в ливневые цистерны, а в котельных вовсю используются реагенты.

Подводные камни опреснения

Читатель возразит: "Но ведь есть же технологии деминерализации! Яркий пример – очищенная вода в магазинах…"

Деминерализация воды – то же самое, что и опреснение: и в основном производится она либо путём дистилляции, либо путём пропускания через специальные ионообменные мембраны. Оба этих процесса не только экологически вредные (оставшийся рассол выливается в окружающую среду уже в качестве загрязняющего компонента), но и весьма затратные. Последний ещё и малопроизводителен: максимум на что годятся ионообменные мембраны, так это на производство той самой очищенной воды. Да и сама деминерализованная вода вредна для здоровья по причине отсутствия в ней жизненно важных микроэлементов.

Достаточно вспомнить что единственный город в бывшем СССР, практически полностью снабжаемый водой от опреснителя – это Актау на полуострове Мангышлак в Казахстане. Там градообразующей отраслью является добыча и первичная переработка урана, поэтому ради обеспечения её водой и энергией могли позволить сооружение атомной теплоэлектроцентрали с опреснителем с производительностью до 120 тысяч кубометров в сутки или полтора кубометра в секунду. Важный момент: для опреснения нужна именно теплоэлектроцентраль, а не классическая конденсационная электростанция, выдающая тепло абонентам по остаточному принципу. Основной потребитель дистиллята в Актау – Прикаспийский горно-металлургический комбинат, хотя некоторая его часть идёт на уменьшение минерализации подаваемого в городской водопровод из артезианской скважины.

Также нужно отметить что большинство остальных опреснителей в мире работает именно на нужды технического, а не питьевого, водоснабжения. Моряки тоже обычно стараются бункероваться питьевой водой в порту и поменьше употреблять опреснённую.

Данные примеры наглядно показывают почему вызывавшие столь оживлённый резонанс проекты строительства опреснителей в Крыму и Северном Причерноморье не были реализованы: там отсутствует индустрия, делающая процесс рентабельным. В общем-то по этой же самой причине никто всерьёз не рассматривает и проект водовода из Кубани в Крым через Керченский пролив: постройка морского участка при отсутствии мощного промышленного кластера сделает подаваемую по нему воду золотой.

Время, когда нужно терпение и понимание

Донбассу ещё много лет придётся жить в условиях жёсткой экономии воды. И не только Донбассу: проблема становится общей для всего междуречья Дона и Днепра. А по большому счету - для всей России, взявшей на себя обязательства по выводу Донбасса из разрухи и экономического запустения, в которые ввергла его Украина, вернее украинская власть.

Но надо реально понимать - это сложный технологический и психологический процесс.

Да, придётся запастись терпением и на то время пока будем изгонять бандеровских оккупантов, и на то время, когда придётся восстанавливать разрушенное.

Да, полноценное восстановление водоснабжения возможно лишь в комплексе с общим восстановлением индустрии и сельского хозяйства: инфраструктурные проекты ориентируются в первую очередь на нужды реального сектора экономики, а не бытового сегмента.

Нельзя покупаться на обещания предлагающих всевозможные панацеи: это либо прожектёры, либо популисты. Надо понимать что никаких чудес быть не может, как и альтернативы долгой и упорной работе. Зато разочарованием людей от популистских прожектов с лёгкостью пользуются наши враги.

И самое главное: нужно беспощадно бороться с нагнетающими ситуацию паникёрами и провокаторами. Это тот случай когда слезами горю не поможешь.

Александр Дмитриевский

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. 0
    Roukleff
    Читатель | 1 413 коммент | 0 публикаций | 23 июня 2025 09:04
    «… Технологию вызова искусственного дождя используют в Объединенных Арабских Эмиратах. В небо поднимают самолеты, которые засеивают облака нанокристаллами соли. Они притягивают к себе частички воды, концентрируют их в одном месте и стимулируют выпадение осадков. Для страны, большая часть которой покрыта пустыней, это буквально спасение.
    Но что-то они переборщили, и получилось такое наводнение в Арабских Эмиратах, что верующие люди стали поговаривать о близком "конце света", ведь пустыня никогда не видела столько воды…» (с) 21.06.2025 г.

    Для Донбасса вместо самолётов, которые могут быть сбиты укронацистами, можно использовать дроны.
    Показать
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.