За спрос денег не берут: что произошло с продажами новых автомобилей в сентябре
Продажи новых легковых автомобилей в сентябре выросли лишь на 424 штуки в сравнении с августом. Изменилась десятка лидеров рынка. Чего ждать дальше, выясняли «Известия».
«Период выгодных цен заканчивается»
По итогам сентября текущего года в России было реализовано 122,7 тыс. новых легковых машин, что на 18,7% меньше, чем в том же месяце 2024-го, сообщили в аналитическом агентстве «Автостат». Сентябрьский результат превысил итог августа этого года всего на 424 машины (0,35%).
Продажи значительно выросли в последнюю неделю сентября, отметил исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Он назвал несколько факторов, стимулирующих спрос: информация об отмене льготного утильсбора для автомобилей мощностью выше 160 л.с., снижение ставки ЦБ, а также снижение дилерских запасов, снижение скидок и повышение цен на автомобили.
— Сейчас распродано примерно 80% стоков прошлогодних моделей, остаток оценивается примерно в 100 тыс. машин. Период наиболее выгодных цен заканчивается, скидки сокращаются. В сентябре средняя стоимость нового автомобиля составила 3,34 млн рублей. Это на 4% больше, чем в августе, и на 6% выше, чем в прошлом сентябре, — сообщил генеральный директор «Автостата» Сергей Целиков.
Он отметил, что только 40% проданных за девять месяцев автомобилей выпущены в текущем году, доля прошлогодних машин — 55%, а доля выпущенных в 2023 году — 3,8%.
Директор розничных продаж АГ «Авилон» Илья Петров напомнил, что низкая активность покупателей в первые 10 дней сентября была традиционно обусловлена «школьным» сезоном. После 15-го числа покупатели активизировались, но они не смогли компенсировать низкие показатели первой декады сентября, отметил эксперт.
Известие о новой формуле утильсбора с 1 ноября создало для рынка абсолютно четкий ориентир, отмечает генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк.
— Мы наблюдаем классическое перетекание спроса из одного периода в другой: часть продаж, которые могли бы состояться в сентябре, были отложены или, наоборот, смещены на октябрь. Таким образом, сам фактор утильсбора, вопреки ожиданиям роста, в сентябре сыграл сдерживающую роль, сдвигая покупательскую активность к моменту вступления новых правил в силу, — рассказала она «Известиям».
Движение в списке лидеров
Лидерство на российском рынке с заметным отрывом сохраняет Lada с результатом 26,4 тыс. проданных автомобилей. Ее доля рынка в начале осени превысила 21% от общего объема, однако год назад она была выше 23%.
Среди иностранных брендов самым популярным снова стал Haval, автомобили которого за первый осенний месяц разошлись тиражом 16,7 тыс. единиц. На третьей строчке расположился Geely (9741 ед.), за которым следует белорусская марка Belgee (8346 ед.). Chery, прежде входившая в тройку лидеров, в сентябре опустилась на пятое место с показателем 8023 реализованных автомобиля.
В десятку по итогам сентября также попали Changan (5865 ед.), Solaris (4028 ед.), Toyota (3308 ед.), Omoda (3182 ед.) и Jetour (3087 ед.). Toyota официально свои автомобили в РФ не поставляет, но входит в десятку лучших на рынке страны уже второй месяц подряд за счет альтернативных каналов импорта.
Семь марок из топ-10 демонстрируют в сентябре отрицательную динамику, продажи Chery и Changan упали вдвое. Рост зафиксирован у Toyota (+48,8%), Solaris (+102%) и Belgee (+128,2%).
За девять месяцев 2025 года в РФ было реализовано 895,9 тыс. новых легковых автомобилей. Это на 22,4% меньше, чем в январе–сентябре прошлого года. Положительная динамика зафиксирована у Toyota, Solaris, Belgee и Jetour, сильнее других просели Omoda и Geely.
Рост продаж Toyota демонстрирует активизацию альтернативного ввоза в преддверии повышения утильсбора. По данным «Автостата», доля глобальных брендов на рынке РФ достигла 12%, хотя долгое время была ниже 10%. В октябре их доля может вырасти до 15%, прогнозирует Сергей Целиков.
Движение в списке лидеров вызвано тем, что покупатели не привязаны жестко к определенной марке и выбирают то, что выгоднее купить в данный момент, отмечает Сергей Удалов.
«Бренды Chery и Tenet — словно сообщающиеся сосуды. Объем продаж и доля Chery будет снижаться, а у Tenet расти. В какой-то момент они поменяются местами», — отметил Сергей Целиков. По его словам, аналогичная картина наблюдается и по маркам Geely и Belgee.
Почему просела «Веста»
Модельный рейтинг традиционно возглавляет Lada Granta — их продали 11,9 тыс. штук, что на четверть меньше, чем год назад. Доля «Гранты» опустилась ниже порога в 10%. Самой популярной иномаркой остается Haval Jolion с результатом 6154 машины. Второй месяц подряд кроссовер обходит по продажам Lada Vesta (5997 шт.), которая находится на третьем месте. В первую пятерку вошли два кроссовера: доступный Belgee X50 и достаточно дорогой Geely Monjaro — 5547 и 4043 шт. Половина моделей-лидеров в сентябре показала снижение продаж, больше других — Lada Vesta (43%). Наилучшую положительную динамику продемонстрировал кроссовер Belgee X70, его реализация увеличилась более чем в шесть раз, за счет низкой базы.
— Lada Vesta просела в первую очередь из-за доступности самой модели, а также высокого ценового позиционирования. Geely Monjaro помогли хорошая доступность, известность на рынке и сбалансированное ценовое положение, — считает Илья Петров.
Нет денег на автомобиль
Ситуация на автомобильном рынке по-прежнему остается сложной и не способствует активности покупателей, отмечает партнер «Автостата» Игорь Моржаретто.
— Несмотря на снижение ключевой ставки, автокредиты по-прежнему достаточно дорогие. Кроме того, сейчас одобрение получит только примерно треть заявок на кредит. Ожидание пересмотра правил начисления утильсбора, безусловно, «подстегнуло» часть потенциальных покупателей к приобретению машины, еще заметнее этот фактор окажется в октябре. Однако мало только желания приобрести автомобиль, для этого необходимы и финансовые возможности. Но у многих потенциальных покупателей их нет, — отметил эксперт.
На фоне ожиданий увеличения утильсбора в октябре продажи могут показать небольшой подъем, примерно на уровне 10%, считает главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
— Повторения ситуации прошлого года, когда также в связи с увеличением этого сбора люди массово побежали в автосалоны, уже не будет. Те, кто хотел купить машину, уже это сделали. А у тех, кто, может, и хотел бы приобрести ее сейчас, чаще всего просто нет на это необходимых средств, — отметил Максим Кадаков.
Взвинченный или спокойный
Октябрь, вероятнее всего, станет месяцем искусственно взвинченного спроса, считает Ирина Франк. Покупатели и дилеры будут стремиться заключить сделки до вступления в силу новой, более затратной формулы расчета утильсбора.
— Это вызовет краткосрочный всплеск регистраций, особенно для моделей с мощными двигателями, которые сильнее всего подорожают. Однако этот рост будет носить заемный характер за счет будущих периодов. В ноябре и декабре с высокой вероятностью произойдет резкое охлаждение рынка. Основной объем спроса, стимулированного неизбежным подорожанием, будет исчерпан в октябре. На этом фоне даже традиционная предновогодняя активность и возможное дальнейшее снижение ключевой ставки вряд ли смогут полностью компенсировать спад, — рассказала «Известиям» Ирина Франк.
Илья Петров считает, что октябрь будет спокойным — на уровне сентября. Со второй половины ноября спрос вырастет и сохранится до конца года на фоне однозначной индексации утильсбора с 1 января (решение о ежегодном повышении этого сбора было принято прошлой осенью) и возможного увеличения НДС, уверен директор розничных продаж АГ «Авилон».
Евгений Багдасаров, Кирилл Сазонов
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)











