В этот день красный командир Маринеско потопил "Густлов"
Герой Советского Союза, командир подводной лодки А.И. Маринеско родился 15 января 1913 года в Одессе. По жизни его фамилия была - Маринеску. Отец его – был румыном,в 1893 году он избил офицера, бежал из карцера, переплыл Дунай, женился на хохлушке, и букву "у" в конце фамилии поменял на "о".

С 13 лет Александр плавал учеником матроса на кораблях Черноморского пароходства. Из школы юнг его раньше срока и без экзаменов перевели в Одесский мореходный техникум. Александр дослужился до должности второго помощника капитана парохода "Красный флот" и поступил на высшие курсы командного состава военного флота. И через несколько лет службы на подводных лодках, его назначили командиром лодки М-96 "Малютка". Его лодка установила рекорд скорости погружения, за 19,5 секунд ( по нормам полагалось 35). В 1940 году лодка Маринеско была признана лучшей на Балтийском флоте, а Маринеско наградили золотыми часами.
Началась война, 22 июля 1941 года Маринеско вышел в море на маломощной "М-96" - и в первом же боевом походе, потопил немецкий транспорт водоизмещением 7000 тонн.
В августе 1942 года его "М-96" , одним залпом потопила немецкий транспорт "Хелена" водоизмещением 1850 тонн, следующий с тремя сторожевыми кораблями, после чего успешно уклонился от преследующих сторожевиков. За этот поход Александр Марнеско был награжден орденом Ленина.
В апреле 1943 года капитан 3 ранга Маринеско получил под свое начало подлодку "С-13". В свой первый же поход в должности командира "С-13", Маринеско потопил немецкий транспорт "Зигфрид". Правда, торпедная атака не удалась: израсходовав все торпеды в первом залпе и одну во втором, командир промахнулся, да и немецкий капитан оказался опытным и дважды сумел уклониться от торпед. Тогда "С-13" всплыла, догнала судно и расстреляла его из артиллерийских орудий. Маринеско наградили орденом Красного Знамени.
Характер у Александра был не простой, Одессит все-таки. В 1945 году, будучи с товарищем в увольнении в городе Турку, (уже нейтральной тогда Финляндии). Они в гостиничном ресторане от широты славянской души, закатили банкет. Маринеско очаровал молодую красивую хозяйку гостиницы - шведку и у нее остался.
Вернулся на лодку только вечером, следующего дня. Сразу поступил донос, что его завербовала вражеская разведка. Маринеско грозил трибунал. Но тут настало время боевого похода, а идти в море с другим командиром экипаж лодки отказался.
Александр Евстафьевич Орел, его комдив был мудрым и справедливым человеком. 30 января 1945 года, он отправил Маринеско в море, а особистам сказал, пусть исправляет проступок в бою, вот если вернется пустой, тогда посмотрим.
Вот тогда и состоялся самый известный подвиг Александра Маринеско, когда сам Гитлер назвал его своим «личным врагом»,
В тот день командир подводной лодки "С-13" обнаружил, преследовал и тремя торпедами потопил шедший из Данцига немецкий суперлайнер "Вильгельм Густлоф" (длина 208 м, ширина 23,5 м, водоизмещение 25 484 т), имевший на борту свыше 8 тысяч фашистов!
Это был самый крупный военный транспорт, потопленный в годы войны нашими подводниками.
В тот день на борту "Густлова" находились множество нацистских руководителей, высших офицеров гестапо и СС, 3700 подводников, и в их числе 100 подготовленных экипажей для новейших подводных лодок, с помощью которых Германия все еще рассчитывала изменить ход войны. Были там и беженцы, но это был вооруженный военный транспорт, а война есть война и не мы её начинали. Торпедисты С-13 сделали надписи мелом на всех торпедах - "За Родину!", "За Сталина!", "За советский народ!", "За Ленинград!".
Ещё есть легенда, что именно на "Густлофе" немцы вывозили в Германию знаменитую "Янтарную комнату". По крайней мере, поиск комнаты в районе катастрофы судна водолазы ведут до сих пор.

В этом же походе 10 февраля "С-13" мастерски атаковала и торпедировала вспомогательный немецкий крейсер "Генерал фон Штойбен" водоизмещением 14 660 тонн (перевозивший 3600 танкистов, которых хватило бы на укомплектование экипажей сотен танков).

Обе атаки Маринеско совершил, прорвав сторожевое охранение. Он преследовал объекты удара на пределе возможностей работы двигателей своей подлодки, да еще в надводном положении, что было смертельно опасно. Это был смелый и дерзкий выход к вражеским кораблям на минимально допустимую дистанцию торпедного залпа.
Комдив А. Орел представил Маринеско к Золотой Звезде. Награду Маринеско снизили до ордена Красного Знамени. Из подвига вычли вину. Соответственно резко снизили награды и всему экипажу, штабные адмиралы посчитали, что награждение Маринеско Золотой Звездой разлагающе подействует на матросов. И даже после смерти тыловые крысы мстили Герою как могли. В военной прессе писали что Густлов топил не капитан, старпом. Намекали, что командир, дескать, был не в рабочем состоянии.
После того как его и весь экипаж лишили заслуженных наград, у Маринеско участились и выпивки и конфликты с начальством. Шел август 1945-го. Война была уже позади. Теперь он и трезвый государству был не нужен. Маринеско просто уволили с флота, понизив в звании сразу на две ступени.
То, что творили с ним чиновники, вплоть до его нищенской смерти и после смерти, тоже можно назвать "атакой века".
Во второй половине восьмидесятых годов в Лиепае на деньги моряков был поставлен памятник Маринеско. По распоряжению политуправления ВМФ фамилию Маринеско с памятника сорвали - ночью, по-воровски. "Известия" написали серию статей в защиту Маринеско, и на газету обрушилось не только Военно-морское ведомство, но и Главное политуправление Министерства обороны СССР. Лично министр маршал Язов писал на "Известия" жалобу в ЦК. Но Главный редактор И.Д. Лаптев не дрогнул и продолжил борьбу.
С 1948 года Маринеско работал в институте переливания крови замом директора. Директор-хапуга, решил избавиться от принципиального зама. Он приказал Александру Ивановичу отдать низкооплачиваемым работникам валявшиеся во дворе списанные торфобрикеты. И сам же и позвонил в ОБХСС.
Суд приговорил Маринеско к 3 годам лишения свободы.На такой срок далеко не отправляют. Но Маринеско загнали на Колыму. 10 октября 1951 года он был освобожден досрочно. Просидел почти два года. К этому времени уже посадили за хищения директора института.
Освободившись, герой-подводник работал грузчиком, топографом, а потом пришел на завод «Мезон». До 1960 года, пока Александр Крон не выступил в газете, никто вокруг не знал о военных заслугах Александра Ивановича. Пенсию он получал небольшую, поэтому заработок был ограничен. Заводские Руководство пошло навстречу, разрешило зарабатывать побольше. Но нагрянула ревизия, и по суду Маринеско стал возвращать излишки. Когда смертельно заболел – рак горла и пищевода, излишки стали вычитать из пенсии.
Около двухсот офицеров, среди них - 20 адмиралов и генералов, 6 Героев Советского Союза, 45 командиров и комиссаров подводных лодок обратились в ЦК КПСС: "Учитывая исключительные заслуги А.И. Маринеско перед нашей Родиной, убедительно просим и ходатайствуем о назначении Маринеско персональной пенсии. "
В просьбе отказали.
25 ноября 1963 года Александр Иванович скончался. Ему было 50 лет.
Деньги, которые ему переплатили на заводе, не успели все вычесть из маленькой пенсии.
И мертвый он остался в долгу у государства... После смерти Маринеско его имя изъяли из обращения.
Судостроители обратились к Главкому ВМФ адмиралу Горшкову с просьбой присвоить одному из кораблей имя Александра Маринеско. Адмирал поставил резолюцию на коллективном письме - "Недостоин". Свои две «Золотых звезды» адмирал Горшков, получил кстати в 1965 и 1982, в подарок от ЦК а не за боевые подвиги.
И только 1990 году в юбилей Победы Александр Иванович Маринеско был наконец-то посмертно награжден Золотой Звездой.
Однако сам Александр Иванович Маринеско до самой смерти не считал себя героем и никогда не называл тот поход "С-13" подвигом. Он называл это следованием воинскому долгу и уставу.
Александр Маринеско навсегда останется в памяти всех честных людей и в истории нашего флота, как один из выдающихся героев-подводников. Он ничего не боялся ни на море, ни на суше. Кстати на Балтике из 13 подводных лодок – серии «С», уцелела единственная. Лодка под несчастливым 13-м номером, командиром которой и был легендарный Маринеско.
Александр Маринеско, похоронен на Богословском кладбище города Санкт-Петербурга.
Памятники А. И. Маринеско установлены в Калининграде, Кронштадте и Одессе.
На здании Одесского мореходного училища и в городе Кронштадте на доме № 2 по ул. Коммунистической, в котором жил командир подводной лодки С-13 Герой Советского Союза А. И. Маринеско, установлены мемориальные доски.
Маринеско посвящены фильмы «О возвращении забыть» (1985) и «Первый после Бога» (2005). Фильмы, основаны на фактах биографии легендарного капитана-подводника Александра Маринеско.
Именем А. И. Маринеско названы набережная в Калининграде и центральная улица одного из районов города в Севастополе.
Улица Строителей (Ленинград), на которой Маринеско жил до войны, переименована в его честь в улицу Маринеско.
В центральном музее Воружённных Сил, в Москве, можно посмотреть флаг легендарной подводной лодки «C-13».
В Санкт-Петербурге имеется музей подводных сил России имени А. И. Маринеско (Санкт-Петербург, Кондратьевский пр-т., 83/1).
На Украине имя А. И. Маринеско носит Одесское мореходное училище.
Источник

С 13 лет Александр плавал учеником матроса на кораблях Черноморского пароходства. Из школы юнг его раньше срока и без экзаменов перевели в Одесский мореходный техникум. Александр дослужился до должности второго помощника капитана парохода "Красный флот" и поступил на высшие курсы командного состава военного флота. И через несколько лет службы на подводных лодках, его назначили командиром лодки М-96 "Малютка". Его лодка установила рекорд скорости погружения, за 19,5 секунд ( по нормам полагалось 35). В 1940 году лодка Маринеско была признана лучшей на Балтийском флоте, а Маринеско наградили золотыми часами.
Началась война, 22 июля 1941 года Маринеско вышел в море на маломощной "М-96" - и в первом же боевом походе, потопил немецкий транспорт водоизмещением 7000 тонн.
В августе 1942 года его "М-96" , одним залпом потопила немецкий транспорт "Хелена" водоизмещением 1850 тонн, следующий с тремя сторожевыми кораблями, после чего успешно уклонился от преследующих сторожевиков. За этот поход Александр Марнеско был награжден орденом Ленина.
В апреле 1943 года капитан 3 ранга Маринеско получил под свое начало подлодку "С-13". В свой первый же поход в должности командира "С-13", Маринеско потопил немецкий транспорт "Зигфрид". Правда, торпедная атака не удалась: израсходовав все торпеды в первом залпе и одну во втором, командир промахнулся, да и немецкий капитан оказался опытным и дважды сумел уклониться от торпед. Тогда "С-13" всплыла, догнала судно и расстреляла его из артиллерийских орудий. Маринеско наградили орденом Красного Знамени.
Характер у Александра был не простой, Одессит все-таки. В 1945 году, будучи с товарищем в увольнении в городе Турку, (уже нейтральной тогда Финляндии). Они в гостиничном ресторане от широты славянской души, закатили банкет. Маринеско очаровал молодую красивую хозяйку гостиницы - шведку и у нее остался.
Вернулся на лодку только вечером, следующего дня. Сразу поступил донос, что его завербовала вражеская разведка. Маринеско грозил трибунал. Но тут настало время боевого похода, а идти в море с другим командиром экипаж лодки отказался.
Александр Евстафьевич Орел, его комдив был мудрым и справедливым человеком. 30 января 1945 года, он отправил Маринеско в море, а особистам сказал, пусть исправляет проступок в бою, вот если вернется пустой, тогда посмотрим.
Вот тогда и состоялся самый известный подвиг Александра Маринеско, когда сам Гитлер назвал его своим «личным врагом»,
В тот день командир подводной лодки "С-13" обнаружил, преследовал и тремя торпедами потопил шедший из Данцига немецкий суперлайнер "Вильгельм Густлоф" (длина 208 м, ширина 23,5 м, водоизмещение 25 484 т), имевший на борту свыше 8 тысяч фашистов!
Это был самый крупный военный транспорт, потопленный в годы войны нашими подводниками.
В тот день на борту "Густлова" находились множество нацистских руководителей, высших офицеров гестапо и СС, 3700 подводников, и в их числе 100 подготовленных экипажей для новейших подводных лодок, с помощью которых Германия все еще рассчитывала изменить ход войны. Были там и беженцы, но это был вооруженный военный транспорт, а война есть война и не мы её начинали. Торпедисты С-13 сделали надписи мелом на всех торпедах - "За Родину!", "За Сталина!", "За советский народ!", "За Ленинград!".
Ещё есть легенда, что именно на "Густлофе" немцы вывозили в Германию знаменитую "Янтарную комнату". По крайней мере, поиск комнаты в районе катастрофы судна водолазы ведут до сих пор.

В этом же походе 10 февраля "С-13" мастерски атаковала и торпедировала вспомогательный немецкий крейсер "Генерал фон Штойбен" водоизмещением 14 660 тонн (перевозивший 3600 танкистов, которых хватило бы на укомплектование экипажей сотен танков).

Обе атаки Маринеско совершил, прорвав сторожевое охранение. Он преследовал объекты удара на пределе возможностей работы двигателей своей подлодки, да еще в надводном положении, что было смертельно опасно. Это был смелый и дерзкий выход к вражеским кораблям на минимально допустимую дистанцию торпедного залпа.
Комдив А. Орел представил Маринеско к Золотой Звезде. Награду Маринеско снизили до ордена Красного Знамени. Из подвига вычли вину. Соответственно резко снизили награды и всему экипажу, штабные адмиралы посчитали, что награждение Маринеско Золотой Звездой разлагающе подействует на матросов. И даже после смерти тыловые крысы мстили Герою как могли. В военной прессе писали что Густлов топил не капитан, старпом. Намекали, что командир, дескать, был не в рабочем состоянии.
После того как его и весь экипаж лишили заслуженных наград, у Маринеско участились и выпивки и конфликты с начальством. Шел август 1945-го. Война была уже позади. Теперь он и трезвый государству был не нужен. Маринеско просто уволили с флота, понизив в звании сразу на две ступени.
То, что творили с ним чиновники, вплоть до его нищенской смерти и после смерти, тоже можно назвать "атакой века".
Во второй половине восьмидесятых годов в Лиепае на деньги моряков был поставлен памятник Маринеско. По распоряжению политуправления ВМФ фамилию Маринеско с памятника сорвали - ночью, по-воровски. "Известия" написали серию статей в защиту Маринеско, и на газету обрушилось не только Военно-морское ведомство, но и Главное политуправление Министерства обороны СССР. Лично министр маршал Язов писал на "Известия" жалобу в ЦК. Но Главный редактор И.Д. Лаптев не дрогнул и продолжил борьбу.
С 1948 года Маринеско работал в институте переливания крови замом директора. Директор-хапуга, решил избавиться от принципиального зама. Он приказал Александру Ивановичу отдать низкооплачиваемым работникам валявшиеся во дворе списанные торфобрикеты. И сам же и позвонил в ОБХСС.
Суд приговорил Маринеско к 3 годам лишения свободы.На такой срок далеко не отправляют. Но Маринеско загнали на Колыму. 10 октября 1951 года он был освобожден досрочно. Просидел почти два года. К этому времени уже посадили за хищения директора института.
Освободившись, герой-подводник работал грузчиком, топографом, а потом пришел на завод «Мезон». До 1960 года, пока Александр Крон не выступил в газете, никто вокруг не знал о военных заслугах Александра Ивановича. Пенсию он получал небольшую, поэтому заработок был ограничен. Заводские Руководство пошло навстречу, разрешило зарабатывать побольше. Но нагрянула ревизия, и по суду Маринеско стал возвращать излишки. Когда смертельно заболел – рак горла и пищевода, излишки стали вычитать из пенсии.
Около двухсот офицеров, среди них - 20 адмиралов и генералов, 6 Героев Советского Союза, 45 командиров и комиссаров подводных лодок обратились в ЦК КПСС: "Учитывая исключительные заслуги А.И. Маринеско перед нашей Родиной, убедительно просим и ходатайствуем о назначении Маринеско персональной пенсии. "
В просьбе отказали.
25 ноября 1963 года Александр Иванович скончался. Ему было 50 лет.
Деньги, которые ему переплатили на заводе, не успели все вычесть из маленькой пенсии.
И мертвый он остался в долгу у государства... После смерти Маринеско его имя изъяли из обращения.
Судостроители обратились к Главкому ВМФ адмиралу Горшкову с просьбой присвоить одному из кораблей имя Александра Маринеско. Адмирал поставил резолюцию на коллективном письме - "Недостоин". Свои две «Золотых звезды» адмирал Горшков, получил кстати в 1965 и 1982, в подарок от ЦК а не за боевые подвиги.
И только 1990 году в юбилей Победы Александр Иванович Маринеско был наконец-то посмертно награжден Золотой Звездой.
Однако сам Александр Иванович Маринеско до самой смерти не считал себя героем и никогда не называл тот поход "С-13" подвигом. Он называл это следованием воинскому долгу и уставу.
клип к памяти героя, морского волка, хулигана и баламута))
Александр Маринеско навсегда останется в памяти всех честных людей и в истории нашего флота, как один из выдающихся героев-подводников. Он ничего не боялся ни на море, ни на суше. Кстати на Балтике из 13 подводных лодок – серии «С», уцелела единственная. Лодка под несчастливым 13-м номером, командиром которой и был легендарный Маринеско.
Александр Маринеско, похоронен на Богословском кладбище города Санкт-Петербурга.
Памятники А. И. Маринеско установлены в Калининграде, Кронштадте и Одессе.
На здании Одесского мореходного училища и в городе Кронштадте на доме № 2 по ул. Коммунистической, в котором жил командир подводной лодки С-13 Герой Советского Союза А. И. Маринеско, установлены мемориальные доски.
Маринеско посвящены фильмы «О возвращении забыть» (1985) и «Первый после Бога» (2005). Фильмы, основаны на фактах биографии легендарного капитана-подводника Александра Маринеско.
Именем А. И. Маринеско названы набережная в Калининграде и центральная улица одного из районов города в Севастополе.
Улица Строителей (Ленинград), на которой Маринеско жил до войны, переименована в его честь в улицу Маринеско.
В центральном музее Воружённных Сил, в Москве, можно посмотреть флаг легендарной подводной лодки «C-13».
В Санкт-Петербурге имеется музей подводных сил России имени А. И. Маринеско (Санкт-Петербург, Кондратьевский пр-т., 83/1).
На Украине имя А. И. Маринеско носит Одесское мореходное училище.
Источник
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)





