Россию прощупывают танкерами: как отвечать и есть ли чем? » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

Россию прощупывают танкерами: как отвечать и есть ли чем?

22:34 / 23.01.2026
539
2

ВМС Франции отслеживают танкер Grinch перед захватом

Захват танкера Grinch в Средиземном море силами ВМС Франции породил массу обсуждений, не начали ли страны ЕС кампанию по массовому захвату судов, к которым ввели санкции, и чем на это может ответить Россия. Эксперты полагают, что без эскалации вариантов ответа немного, а сам захват, скорее, был все-таки пиар-акцией.

Утром 22 января ВМС Франции захватили в Средиземном море танкер Grinch, который может перевозить до 150 тыс. тонн нефти из Мурманска. Морская префектура заявила, что следовала сугубо в рамках морского права и судно находилось под подозрением в отсутствии флага. Во Франции утверждают, что эта информация подтвердилась.

ВМС Франции вряд ли имели право захватывать судно в международных водах, но сделали это уже во второй раз. Осенью французские власти быстро отпустили танкер, который подозревали в запуске дронов над аэропортом в Копенгагене. Тогда Владимир Путин назвал захват пиратством. Сейчас же инцидент произошел после действий США, когда Береговая охрана захватила семь танкеров, связанных с Венесуэлой. И два из них перешли во время погони под российский флаг танкера.

Очевидно, что это два разных флота — тот, который работал с Венесуэлой, и тот, который перевозит российскую нефть. Однако многие восприняли захват как начало кампании ЕС по борьбе с теневым флотом России.

Формально танкеры не имеют отношения ни к государству, ни к компаниям страны. Но перевозят российскую нефть, пусть уже даже принадлежащую иностранным компаниям. И захват — не лучшая реклама.

В то же время и у России не так много инструментов, чтобы отбить желание захватывать суда без эскалации. Телеграм-канал «Рыбарь» пишет, что простых методов защиты судов сегодня нет.
«ЧВК на борту или включение в состав вспомогательного флота ВМФ приведут к тому, что из-за правовых норм их просто не будут принимать в иностранных портах как торговые корабли», — пишет телеграм-канал.

Можно симметрично ответить Франции и даже потопить ее судно, но в районах активного французского судоходства ни флота, ни тем более пунктов базирования у России нет, а берега России от них далеко.
«В нынешних реалиях единственным способом защиты торговли, как уже было не раз сказано, остается военно-морское присутствие. А текущего состава ВМФ совершенно недостаточно для выполнения задачи. Так что остается лишь творческий подход в наращивании его численности или смена внешнеполитической конъюнктуры», — добавили в «Рыбаре».

Действительно, одномоментно напротив берегов Европы могут находиться несколько сот санкционных танкеров с российской нефтью и обеспечить им всем охрану невозможно. Теоретически, можно ответить, например, тем, что объявить о проведении учений с атомными подлодками в районе активного транспортного коридора и перекрыть его.

Но это может быть только разовая акция, которая также способна спровоцировать мощную эскалацию. Во время танкерной войны между Ираком и Ираном обе стороны вообще выставляли «неизвестные» морские мины, на которых подорвалось немало судов в Персидском заливе. Однако там уже шла полномасштабная война.

Очевидно, что простых ответов без серьезной эскалации нет. Также как, очевидно, танкерам теневого флота нет необходимости подставлять себя и Россию. Из более чем пятисот судов флаг могут не иметь всего несколько десятков танкеров и именно их уже давно отслеживают на Западе, называя зомби-танкерами.

Запад ведет против России гибридную войну и, очевидно, отвечать необходимо также. Пока эксперты ожидают стандартного хода. Аналитик ФГ «Финам» Кристина Гудым отмечает, что реакция России в подобных ситуациях, как правило, ограничивается дипломатическими заявлениями и адаптацией логистики.

Другое дело — является ли захват разовой акцией, что на фоне ситуации на Украине выглядит провокацией проигрывающих. Или долгосрочной кампанией, на которую уже придется отвечать, так как она грозит существенными экономическими потерями.

В «Финам» считают, что пока такие действия выглядят скорее точечными, чем сигналом о готовности к масштабной кампании против всего флота, поскольку подобные шаги несут существенные правовые и экономические риски для самих европейских стран.
«Думаю, это давление на переговорный фон. Полномасштабные действия взвинтят цены на нефть, а такой расклад вряд ли устроит ЕС на фоне дорожающего газа и обещанной холодной зимы», — говорит советник управляющего фонда «Индустриальный код» Максим Шапошников.

Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков также полагает, что захват судна может быть пиар-акцией. Первым о событии сообщил президент Франции Эммануэль Макрон, заявивший: «Мы полны решимости соблюдать международное право и обеспечивать эффективное исполнение санкций». А опубликованный видеоролик захвата очень похож на американские — по «венесуэльским» танкерам.
«Во-первых, европейцы хотят показать американцам, что они им ровня, и что то, что делают американцы, могут делать и европейцы. И это, скорее, сигнал в рамках противостояния Европы и Соединенных Штатов вокруг Гренландии», — говорит эксперт.

По его мнению, американцы подали европейцам пример, и сейчас Евросоюз может еще и прощупывать почву: как отреагирует Россия.

«В этот раз они вряд ли отпустят танкер через сутки и будут обращаться с ним гораздо более жестко. Это будет удерживать стоимость перевозки на высоком уровне. Раньше из-за украинских атак это было черноморское направление, а теперь и балтийское», — замечает эксперт.

Он также считает, что нынешний случай вряд ли является сигналом к массовым захватам.

«Они тоже понимают, что если Россия не сможет в полном объеме вывозить свою нефть, то произойдет дефицит на мировом рынке. Мы экспортируем суммарно 7 миллионов баррелей нефти и нефтепродуктов в сутки. И остановка даже части поставок создаст множество проблем для мирового рынка и спровоцирует рост мировой цены, от чего пострадают сами европейцы и американцы», — добавляет Игорь Юшков.

EurAsia Daily

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. +4
    Хищ
    Журналисты | 8 627 коммент | 32 публикации | 24 января 2026 04:24
    Рыдарь говорит..)))
    А зачем нам такой Мир, если там не будет России? (В.В.Путин) #ПутинМойПрезидент!
    Показать
  2. 0
    Master_
    Читатель | 71 коммент | 0 публикаций | 24 января 2026 19:32
    По оценкам специалистов в области морской безопасности, в настоящее время в Индийском океане работает более 140 ЧМОК, общее число сотрудников которых, непосредственно охраняющих суда, составляет по меньшей мере 2700 человек. Вооруженная охрана официально – то есть по признанию судовладельцев – присутствует сегодня не менее чем на четверти всех торговых судов, проходящих через Аденский залив, притом что, согласно отдельным сообщениям, доля таких судов в отдельные периоды может достигать даже 50%.

    Охранники на судах, как правило, являются бывшими военнослужащими, прошедшими специальную подготовку для работы на морском транспорте. На торговом судне обычно работает подразделение из 3-6 таких охранников, причем охранная фирма предоставляет судоходной компании полный спектр услуг, включая оборудование судна средствами пассивной защиты, обучение экипажа мерам противодействия захвату, обустройство защищенных помещений на судне. Охранники, прибывая на судно, имеют при себе полный комплект снаряжения, аптечки, средства связи, приборы ночного видения и, конечно, стрелковое оружие и боеприпасы. За каждый день работы на судне охранник может получать от $500 до $1000.

    Охранники поднимаются на суда и сходят с них в портах или вблизи портов в пределах пиратоопасного района или недалеко от него – в Маскате и Салале (Оман), Дар-эс-Саламе (Танзания), в Галле (Шри-Ланка), Джибути, – в зависимости от правил и процедур, установленных на этот счет государством порта. В среднем они находятся на судне 10-15 дней. Присутствие на борту такой группы в течение указанного времени и связанные с этим процедуры обходятся судовладельцу примерно в $100 тысяч.
    Показать
Для того чтобы оставлять комментарии на сайте вам необходимо зарегистрироваться на сайте или войти через социальные сети
Прокомментировать
Отправить (необходима регистрация)