Кровь в обмен на рейтинги. Американская мясорубка

В 1959 году в США началась первая послевоенная рецессия Эйзенхауэра. Федеральная резервная система (ФРС) начала ужесточать монетарную политику, повышая процентные ставки для борьбы с инфляцией.
Экономика сократилась, безработица выросла. В результате произошел резкий рост недовольства в промышленных штатах («Ржавый пояс»), по всей стране прокатились протесты за гражданские права афроамериканцев.
Победа Джона Кеннеди на выборах 1960 года с последующей неудачной попыткой вторжения на Кубу (операция в заливе Свиней) и Карибским кризисом только усугубила депрессию в обществе и усилила внутренние противоречия элит. Они достигли такого уровня непримиримости, что президента Кеннеди убили, что стало причиной первого и самого серьезного падения доверия к правящей верхушке. Сплотить гражданское общество и вернуть рейтинги власти попытались за счет «маленькой победоносной войны» во Вьетнаме…
А теперь посмотрим на рейтинги президента Линдона Джонсона в это неспокойное время, которые до этого колебались в районе 50%. Сразу после убийства Кеннеди в ноябре 1963 года произошел всплеск эффекта «сплочения вокруг флага» (rally 'round the flag). В январе 1964 года уровень одобрения достигал 79%, а второй всплеск — сразу после Тонкинского инцидента в августе 1964 года — составил 75%. И американская элита поняла: убийства и война — вот ключ к сохранению власти во время катаклизмов.
Следующая политэкономическая буря в США разразилась в 1980 году и началась с поражения Джимми Картера, не сумевшего обуздать энергетический кризис. Нефтяной шок после Иранской революции с ростом цен на топливо в 4 раза, инфляция, доходившая до 14%, безработица, затронувшая каждого десятого американца, и самая глубокая после Великой депрессии рецессия обрушили популярность обеих партий «ниже плинтуса». Ситуацию решили «вылечить» вторжением на Гренаду и «рейганомикой» — то есть свободной раздачей кредитов всем желающим.
Джордж Буш-старший (1989–1993) продолжил курс Рейгана, но столкнулся с обвалом фондового рынка («Черный понедельник» 1987 года, когда Dow Jones просел на 22,6%) и последующей рецессией (июль 1990 – март 1991). Буш повысил налоги вопреки собственным обещаниям («Читайте по губам: никаких новых налогов»), получил резкое падение популярности и, дабы выправить рейтинги, благословил вторжение в Ирак.
А теперь внимательно следите за цифрами. В середине октября 1990 года на фоне экономических проблем рейтинг Буша упал до 53% — самого низкого показателя за весь срок. Но когда случилась операция «Буря в пустыне» (17 января — 28 февраля 1991 года), пошел резкий рост: после начала операции — +15–28 п.п., и пик в 89% в феврале 1991 года (Gallup). То есть модель «война в обмен на рост рейтинга» и здесь сработала безупречно.
Следующий шаг — «проклятые девяностые». Экономический бум США 1990-х сменился кризисом доткомов. В 1998 году лопнул хедж-фонд LTCM, в 2000-м произошел обвал NASDAQ (–78% к 1999). Экономика замедлилась, рецессия стартовала в марте 2001 года. Экономические проблемы совпали с политическими, «Моникагейт», «Рашагейт», «Банковский скандал»… В начале 2001 года и вплоть до 11 сентября рейтинг президента США составлял 51% (опросы Gallup/USA Today). И вот сразу после терактов 11 сентября произошло «волшебство» — рекордный скачок до 90–92% уже 14–16 сентября. Это один из самых высоких показателей в истории. Поддержка держалась на уровне 80–90% около четырех месяцев благодаря объявлению «войны с терроризмом» и вторжению в Афганистан.
Убийства и война в обмен на рейтинг. Технология работает как часы.
2008–2011 годы: Великая рецессия и финансовый кризис. Экономика сократилась на 4,3%, Dow Jones потерял 54%. Банкротство Lehman Brothers обрушило «карточный домик» — в результате потери мировой экономики достигли 30 трлн долларов. Начались массовые и организованные протесты: Tea Party (2009, против дефицита), Occupy Wall Street (2011). А вместе с ними пришла беда с рейтингом: с более-менее приличных 65% в начале 2009 года он скатился до 45% уже в 2010-м и больше не поднимался выше 50% почти никогда. Причина в том, что Барак Обама не решился на широкомасштабную войну, а локальные операции в Афганистане и Сирии не вызвали энтузиазма у общественности. Только вторжение в Ливию и ликвидация бен Ладена позволили на короткий срок перепрыгнуть рубеж в 50%. Но, как говорится, «мелко, Хоботов!»: избиратели не увидели масштабного повода для мобилизации вокруг лидера.
Подведем итоги: американские главнюки начинали войны или использовали громкие убийства в моменты, когда их рейтинг опускался к отметке 50%, после чего он неизменно рос. Кровь в обмен на рейтинги — рабочая модель американской политики.
Все знают какие экономические проблемы сейчас испытывают США. По данным на 3 февраля 2026 года, по информации сайта The Economist, текущий рейтинг одобрения Дональда Трампа среди американцев − 15%.
А теперь вопрос – как думаете, какие жертвы он готов принести и какую войну развязать, чтобы хотя бы чуть-чуть отскрести свой рейтинг от плинтуса? Источник
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)








