Опасный манёвр: зрелищный трюк или искусство войны? » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

Опасный манёвр: зрелищный трюк или искусство войны?

12:43 / 29.05.2016
3 725
2
Опасный манёвр: зрелищный трюк или искусство войны?


В тот момент, когда лётчик многотонного истребителя исполняет фигуру высшего пилотажа у зрителя, не важно, будь он у телевизора или же наблюдает с земли, на миллисекунды замирает сердце. На миг хочется оказаться на месте пилота и почувствовать всё то, что он испытывал, исполняя этот сложнейший, манёвренный этюд. Однако изначальное предназначение фигур высшего пилотажа вовсе другое.

Ещё начиная с Первой мировой войны, где стали активно использовать истребители с пулемётами на борту, основной задачей для пилота становился «выход в спину» противника. Но не всегда так просто оказаться в убойной позиции, когда твой оппонент не промах. Зачастую «ассу» приходилось совершать опасный манёвр, который не всегда мог кончиться выходом в заднюю полусферу.

В дальнейшем, на протяжение всей Второй мировой войны тактика воздушного боя в основном строилась на грамотном и умелом использовании фигур высшего пилотажа. И даже при учёте того, что сейчас выходят манёвренные истребители с различными стабилизаторами, векторами тяги и совершенной авионикой – высший пилотаж не только не ушёл на задний план, а наоборот, стал куда более сложным и эффективным.

Бочка

Опасный манёвр: зрелищный трюк или искусство войны?


Первый раз такой элемент высшего пилотажа, как «бочка» продемонстрировал американец Дэниэль Мэлони в 1905 году. И в дальнейшем данный способ, как атаки, так и ухода от противника стал широко использоваться у лётчиков истребителей.

Чтобы вы представляли, «бочка» - это маневр, когда пилот поворачивает самолет вокруг его продольной оси на 360 градусов, сохраняя при этом общее направление полета. Эта фигура пилотажа имеет различные варианты исполнения, различающиеся скоростью и количеством оборотов.

Петля Нестерова (Мёртвая петля)

Опасный манёвр: зрелищный трюк или искусство войны?


«Петля Нестерова» – наверное, один из самых известных опасных манёвров в мире существующих. Для того, чтобы его исполнить самолет образует в воздухе замкнутую вертикальную петлю и практически моментально застаёт противника врасплох. И если раньше, ещё в прошлом столетие данную фигуру считали невыполнимой (оттуда и название), то российский лётчик Пётр Николаевич Нестеров решил опровергнуть «бумажную теорию». В 1913 году он выполнил петлю, тем самым положив начало высшему пилотажу, как искусству войны.

Штопор

Опасный манёвр: зрелищный трюк или искусство войны?


Если грамотно посудить, то «штопор» – это скорее всего не какой-то конкретный манёвр, а сама ситуация. В тот момент, когда самолёт резко снижается по крутой нисходящей спирали, он уходит в «штопор». А вот в качестве манёвра, а не случайного случая, данный элемент был опробован в 1913 году опять же российским лётчиком Константином Арцеуловым. И благодаря ему, опасный манёвр смог спасти и жизнь, и машину тысячам лётчикам.

Колокол

Опасный манёвр: зрелищный трюк или искусство войны?


«Колокол» можно считать фигурой высшего пилотажа поколения реактивных истребителей. В 1988 году на французском авиасалоне в Фарнборо летчик-испытатель, Анатолий Николаевич Квочур, пилотируя свой МиГ-29, совершил интересный манёвр. Задирая нос вверх, его самолёт стал круто набирать высоту. Достигнув нулевой скорости, истребитель стал падать, при этом поворачивая корпус в сторону и пикируя вниз.

«Колокол» является одной из самых сложных фигур высшего пилотажа, однако, овладев им, пилот сможет не только уходить от противников, но и «путать» радары ПВО.

Чакра Фролова

Опасный манёвр: зрелищный трюк или искусство войны?


На малой скорости самолёт делает «кувырок» вокруг своего хвоста, вводя противника в замешательство. По сути своей, это та же «Петля Нестерова», только с небольшим радиусом, однако по эффективности куда лучше «праотца». Применить в бою данный элемент пока ещё никто не решался.

Впервые же эту фигуру исполнил российский лётчик-испытатель Евгений Иванович Фролов. В 1995 году на глазах ошеломлённой публики авиасалона Ле Бурже, он прекрасно выполнил «чакру» на своём СУ-37. И если бы не векторная тяга высокоманёвренного истребителя, то не видела бы жизнь столь опасная фигура.

Кобра Пугачёва

Опасный манёвр: зрелищный трюк или искусство войны?


Для того, чтобы выполнить эту фигуру высшего пилотажа пилоту необходимо совершить торможение самолёта, закидывая его но на 120, а можно даже на все 180 градусов. Визуально, этот элемент очень даже похоже на вставшую «на дыбы» кобру.

Исполнил опасный манёвр Виктор Георгиевич Пугачёв в 1989 году на авиасалоне в Ле Бурже. Его СУ-27, казалось бы, должен был вмиг уйти в штопор и упасть, однако опытный пилот смог вернуться на прежний курс.

И, да. С помощью опасного манёвра можно обмануть не только противника, но и пущенную в ваш самолёт ракету. Обычно ракеты оказываются менее маневренными, чем самолеты, так что на небольших дистанциях резкое маневрирование поперек курса ракеты с очень большой долей вероятности приводят к выходу за конус системы наведения, и ракета теряет цель.

Автор: Иванов Ерёма

Источник

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. 0
    serggrig
    Читатель | 718 коммент | 36 публикаций | 29 мая 2016 14:35
    Небольшая поправка: слово "Ас" пишется с одним С
    Как родившийся в Крымской области РСФСР, требую от Украины компенсацию за оккупацию Крыма с 1954 по 2014 годы!
    Показать
    1. 0
      Лин
      Читатель | 525 коммент | 2 публикации | 29 мая 2016 16:54
      Ага. А слово "асс" означает, пардон, задницу
      Показать
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.