Азербайджан не заинтересован в транспортировке казахстанской нефти?

В начале июля, когда экспорт казахстанской нефти через Россию был остановлен в третий раз, Казахстан мобилизовал все ресурсы в поисках альтернативных путей транспортировки нефти. С тех пор над этим вопросом по поручению президента Касыма-Жомарта Токаева в правительстве Казахстана ломают голову ведущие специалисты. Одним из возможных маршрутов является Азербайджан.
Напомним, в начале июля городской суд Новороссийска приостановил на 30 дней «в связи с нанесением ущерба окружающей среде» работу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), по которому транспортируется 78,5 процента всей казахстанской нефти. Свое решение Россия изменила лишь в тот момент, когда Казахстан, сочтя причины остановки КТК «неправдоподобными» и «подозрительными», начал лихорадочный поиск альтернативных маршрутов. Даже несмотря на то, что транспортировка казахстанской нефти через Новороссийск была вскоре возобновлена.
Отметим, что магистральный трубопровод протяженностью полторы тысячи километров соединяет месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря, где нефть отгружается на танкеры через морской терминал. Крупнейшими акционерами КТК являются российская компания «Транснефть» (24 процента) и казахская «КазМунайГаз» (19 процентов).
«Транснефть» – нефтепроводная компания, оператор магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, контролируемый правительством РФ. Владельцами консорциума являются также профильные компании США, Великобритании и Италии.
Система, в которую предполагалось инвестировать до 1,4 миллиарда долларов, должна была заработать к 2014 году. В конце 2008 года, не дожидаясь реализации проекта, оператор Тенгиза – компания «Тенгизшевройл» (ТШО) наладила поставки нефти по этому маршруту, однако уже через несколько месяцев отказалась от экспорта.
«Было много вопросов по качеству нефти, - напомнил Байдильдинов. – Азербайджан не хотел смешивать свой Azeri Light (эта марка добывается в рамках контракта по разработке месторождений Азери – Чираг – Гюнешли и прокачивается через БТД – авт.) с казахстанской нефтью. Поскольку Azeri Light торгуется сейчас с премией Brent. Если российский Urals и наша нефть торгуются минус 20-30 долларов, то азербайджанская – плюс 5-7, иногда даже больше. Они также не смогли договориться по тарифам на транспортировку – для Тенгиза БТД выходил дороже, в чем признавались акционеры «Тенгизшевройл», принявшие в итоге решение в пользу КТК».

В свою очередь, Дмитрий Коптев, руководитель медиацентра ИРТТЭК, считает, что есть реальные варианты увеличения транспортировки нефти через Каспий без ощутимых капитальных расходов. В частности, он указал на то, что мощности БТД, а также нефтепровода Баку – Супса, приостановившего работу в этом году, в последнее время не использовались на 100 процентов – при ежегодной проектной мощности БТД в 50 миллионов тонн прокачка в 2021 году была зафиксирована на уровне 26,5 миллиона, а через нефтепровод Баку – Супса с годовой мощностью в 7,2 миллиона тонн – на уровне всего 4,2 миллиона тонн нефти.
Haqqin.az (полная статья)
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)









