Прощай, Босфор! Здравствуй, Трансиранский канал! » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

Прощай, Босфор! Здравствуй, Трансиранский канал!

19:55 / 18.02.2016
4 929
11
Прощай, Босфор! Здравствуй, Трансиранский канал!
Трудное начало

Ещё в 1714 году российский царь Пётр Великий продумывал план по освоению нового торгового пути, который пролегал бы через Каспийское море сквозь Персию (Иран). Уж слишком манила императора экзотическая Индия с её переполненными всякой всячиной портами, с её богатейшим торговым потенциалом. Прибывший в те же года в Петербург туркмен Ходжа Нефес с полуострова Мангышлак, нашептал Петру Великому, что в давние времена река Амударья впадала в Каспийское море, пока хивинцы не построили на ней плотину. Если разрушить плотину, река потечет по старому руслу. А значит, появится новый канал, который позволит осуществить кратчайший выход в Индийский океан. Каспийскому походу быть.

Поход Петра Великого (1722 - 1723 гг.) подарил Российской империи новые территории (Баку, Решт, провинции Ширван, Гилян, Мазендеран, Астрабад), тем самым дав великой державе хорошую почву для дальнейшего осуществления плана по Трансиранскому каналу.

При Александре III русскими инженерами в 1889–1892-м полноценно разрабатывался проект судоходного канала Каспий – Персидский залив. Но российско-иранская комиссия так и не смогла договориться о статусе проекта. Тегеран настаивал на принцип паритетного совместного управления, Петербург придерживался принципа экстерриториальности канала. Как итог, мнения не сошлись.

Но время идёт. Российскую империю сменяет «красный» СССР, который в 60-х годах заново берётся за реализацию Трансиранского канала. Но под давлением США, обладавших наибольшим влиянием в Иране в тот период, этот план был сорван. Взяться за «расконсервирование» проекта решили после распада СССР, точнее в 1996-м году. Министерство дорог и транспорта Ирана направляет в Россию делегации, дабы обсудить инвестиционные и технологические моменты, связанные с постройкой судоходного пути. Мало-помалу обе стороны находят общий знаменатель. И вот, казалось бы, канал должен уже начать строится. Но 1997-й год сулит антииранскими санкциями. И самое примечательное в этом то, что под прозападные запреты попадает и российско-иранский проект.

Трансиранский канал сегодня

Но благодаря дипломатической поддержки Ирана со стороны России, прозападные санкции стали постепенно ослабевать. Изоляции Тегерана наступил конец, а это значит, что «законсервированные» проекты можно достать из пыльного ящика и воплощать в жизнь.

В данный момент в Иране полным ходом идёт подготовка к строительству долгожданного судоходного канала Каспий - Персидский залив, что, разумеется, благотворно отразится на российской экономике и стратегическом положение страны.

В чём «соль»?

Дело в том, что при реализации Трансиранского проекта турецкой портовой монополии придёт конец. У России и многих стран Восточной Европы впервые появится возможность выбрать маршрут, альтернативный нынешнему (через Босфор – Дарданеллы – Суэцкий канал и Красное море).

В совокупности протяженность судоходного пути составит около 700 километров. Требуемые инвестиции для сооружения всей артерии оценивались иранской стороной в 2012–2013 годах минимум в 10 миллиардов, в том числе по соединительному трансиранскому участку (северо-запад – юго-запад) – в 5,5–6 миллиардов долларов. Полная окупаемость проекта наступит, по местным оценкам, на пятый год с момента ввода в строй. По тем же расчетам, канал обеспечит России и Ирану транзитные доходы – соответственно 1,2–1,4 и 1,4–1,7 миллиарда долларов, начиная с третьего-четвертого года эксплуатации.

Впервые появится реальная возможность резко ослабить транзитную зависимость РФ от Турции и одновременно на треть сократить расстояние перевозок со странами Среднего Востока. И это, безусловно, огромный плюс.

Отбросив торговлю

Помимо торговых и экономических преимуществ, Трансиранский канал имеет и стратегическое значение.

Судоходный путь будет только российско-иранским и ничьим больше. Никакой зависимости от изменчивой политики Турции. Если через пролив Босфор в акваторию Чёрного моря «в гости» часто наведывались и наведаются американские военные корабли, то попасть в Каспийское море через Персидский залив у наших оппонентов уж точно не получится. А вот наши ракетные катера из ударной группы могут «на случай важных переговоров» оперативно оказаться в Индийском океане. Ну не здорово ли?

Препятствие

Учитывая, сколько плюсов от реализации будет иметь российская и иранская экономика, прозападные страны вряд ли заходят дать жизнь столь перспективному проекту. Они пойдут на всё лишь бы сохранить турецкую монополию в Босфоре. США не очень любят, когда они теряют рычаг влияния, а уж тем более, когда такой же рычаг появляется у потенциального врага, т.е. России.

С другой стороны, Иран полностью выполняет условия, для того, чтобы с него были сняты все санкции. Плюс, вмешательство России в данном вопросе умерит пыл зазнавшихся монопольных магнатов. Да и влияния США на данный регион было потеряно сразу же после подписания бумаг об отмене запретов. А значит... проекту жить!

Иванов Ерёма

Источник

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой


http://xa-xa.su
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. +1
    val_67
    Читатель | 1 180 коммент | 19 публикаций | 18 февраля 2016 20:14
    Бабла потянет много, но да не в деньгах дело. Как бы наши, бля, "партнеры" не придумали какой-нибудь пакости. Вот это напрягает сильнее...
    Показать
  2. 0
    aeforeve
    Читатель | 1 058 коммент | 4 публикации | 18 февраля 2016 20:48
    через чур фантастично звучит
    нашел бы кто - детальное описание - проекта - пути такого канала по ирану - через что там и как это возможно в принципе
    Показать
  3. 0
    Masalex
    Читатель | 1 184 коммент | 0 публикаций | 18 февраля 2016 20:50
    Раз уж канал будет проходить по территории Ирана, то российским он никак не может быть. Россия нужна Ирану до тех пор, пока нужна, но времена меняются и ХЗ как оно будет дальше - иранская дипломатия изменчива по сути своей...
    Показать
  4. 0
    A propos
    Редакторы | 509 коммент | 64 публикации | 18 февраля 2016 20:55
    Да и Ормузкий пролив остаётся узким потенциально опасным местом. Но в целом идея неплоха.
    Показать
  5. -2
    Alamut
    Читатель | 2 727 коммент | 3 публикации | 18 февраля 2016 20:58
    Так-то дофига там рыть. Да еще и проливы, с одной стороны Иран а с другой Арабы. Чтобы канал не терял эффективность, придется делать его настолько широким чтобы разошлись 2-3 грузовых танкера.
    Показать
  6. +1
    Ибрахим
    Читатель | 805 коммент | 0 публикаций | 18 февраля 2016 21:12
    Цитата: aeforeve
    через чур фантастично звучит

    В 17 веке во Франции, через всю страну, прорыли канал от Ла-Манша до Средиземного моря. Вручную(!). Причем последние 56 км. были прорублены в граните и последний участок еще и с перепадом по высоте в 21 метр.
    С нынешними технологиями совершенно выполнимо. И экономически капец, как выгодно.
    Показать
    1. 0
      aeforeve
      Читатель | 1 058 коммент | 4 публикации | 18 февраля 2016 22:08
      приведи пример - какой сегодня подобной протяженности есть канал ?
      суэцкий и панамский - раз в 10-20 короче
      Показать
  7. 0
    kolombo
    Читатель | 2 682 коммент | 0 публикаций | 18 февраля 2016 21:23
    Но 1997-й год сулит антииранскими санкциями. И самое примечательное в этом то, что под прозападные запреты попадает и российско-иранский проект.
    -+---+-+-+-+-+-+-++-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+++-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+++-+-+-+
    -+-
    И чё? Две СУВЕРЕННЫЕ страны решают построить канал! Причём здесь какие то западные санкцыи? Где запад,а где восток?????????????
    Показать
  8. +1
    Petrovitch
    Читатель | 4 797 коммент | 0 публикаций | 18 февраля 2016 22:00
    Укров нанять, у них большой опыт по рытью морей. x4
    Показать
  9. 0
    Игорилла
    Читатель | 684 коммент | 0 публикаций | 18 февраля 2016 22:36
    Хрень какая-то. В Иране от Каспия до Перс залива сплошные горы идут. Плюс уровень Каспия ниже мирового на 25 метров. Затопит до самого волгограда
    Показать
    1. 0
      Cidoroff
      Читатель | 2 397 коммент | 0 публикаций | 19 февраля 2016 08:21
      Затопит? )) Канал - это не в последнюю очередь шлюзы.
      Падающего - поддержи
      Показать
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.